Все о фотографии

Все о фотографии

Редакторы второй ступени, подумайте над информативностью своих фотографий. Вот вам упражнение. Представьте, что ваша фотография — это текст. Что вы узнаете из этого текста? Фотография должна рассказывать нужную вам историю во всех нужных вам подробностях.

Есть такой жанр — «сфоткай типа красивая». Девушка или мальчик позируют на фоне чего угодно. Главный предмет изображения — сам человек. Задача — показать, что человек привлекательный:

Такие фотографии просто показывают человека. Это полезно для соцсетей, на сайте знакомств, на сайте с работой, в портфолио. В семейном архиве: «Смотрите, какая ваша мама была молодая и красивая».

Такая фотография не подойдет, если нужен текст вроде «Менеджер Маша проверит ваш заказ и лично позвонит вам, чтобы уточнить время доставки». На фото просто текст «Менеджер Маша», всё остальное фотография не сообщает.

Есть еще другой жанр — «сфоткай типа что-то делаю». Модель изображает какую-то деятельность, показывает все её атрибуты и застывает, чтобы фотограф всё поймал. Получается типа такого:

Эта фотография немного информативнее, потому что тут есть какие-то новые предметы и намек на действие. Но очевидно, что это постановка: она просто позирует, типа ест салат. Информативность этой фотографии остается на уровне одного предложения: «Красивая девушка ест салат». Кстати, салат не заправленный, бутафорский.

Такая фотография может подойти для соцсетей, для простенького глянцевого журнала, такая жвачка для глаз. Красиво, но не очень информативно.

А есть еще такой жанр — репортажная съемка. Когда фотограф пытается поймать интересный момент реальности, правильно его кадрировать и рассказать им историю. Информативность этих фотографий зашкаливает: ты видишь не только само действие, но и множество элементов на фоне. Такие фотки интересно изучать и делать выводы. Чтобы нормально перевести эту фотографию в текст, нужно несколько абзацев. Я не нашел репортажных съемок с русской Машей, поэтому вот вам американский Обама:

А есть еще такой жанр — постановочные мегаполотна. Это когда все позируют, но внутри какой-то тщательно продуманной истории. Информативность зашкаливает, рассматривать интересно:

Это не значит, что все фотографии должны быть максимально информативными. Ничего подобного: для мелкой аватарки в соцсетях подойдет и студийный портрет. Просто надо думать, какую историю вы хотите рассказать фотографией и получается ли это. Иногда ставишь фотку, а она рассказывает только часть истории — это плохо.

Вот например. Вы хотите сказать, что на складе дежурит экспедитор Роман, который что-то там делает. Вы ставите портрет Романа, где он позирует. Это плохо: вы не рассказываете всю историю. Нужна фотография Романа на складе, где он будет что-то делать.

А здесь Катя должна была проверять комплектацию, а она грузит коробки. Текст один, на фото — другое:

Старайтесь не применять инструменты механически. Я вам сказал: «Ставьте фотки». Вы взяли какие-то фотки и поставили. Это ерунда, так нельзя. Дело не в фотографиях, а в том, что они сообщают. Просто ставить фотку, лишь бы была — это заведомо нерациональное использование инструмента, носителя и внимания читателя. Не делайте ничего бездумно и механически.

Целую-обнимаю. Помните, что дедлайн в четверг.

Дизайн текста и визуальное повествование

Залог вашего успеха как портретного фотографа — это интересная модель. Каким бы профи вы ни были и как бы здорово не снимали, если перед вами совершенно обыкновенное лицо, отклика в душе зрителя и в вашей душе оно не вызовет. Поэтому нужно искать тот самый лик, который заставит вас творить, а сердце биться чаще.

Где искать? Да везде. На улице, в супермаркете, в метро, в институте, в Интернете. Если стесняетесь подойти — протяните визитку со ссылкой на портфолио потенциальной модели с приветливой улыбкой. Если ее устроят ваши работы, она обязательно вам напишет. Проще всего искать в соцсетях. ВКонтакте есть куча тематических групп, где девушки не прочь бесплатно пофотографироваться. В Инстаграме можно искать моделей по меткам. В Рунете есть специализированные форумы для TFP. В конце концов, тот же Google Image Search помогает найти нужное лицо.

или месяц проходят в поисках.

РАБОТА С МОДЕЛЬЮ

Вот вы нашли ту самую вау-модель, которую хотите фотографировать, и она даже согласилась позировать вам.

В каком образе вы ее представляете? Кого она напоминает вам? Подойдет ли ее типаж под вашу задумку? Продумайте сюжет, одежду, место съемки, которое гармонично дополнит образ модели. От этого зависит результат. Расскажите об этом модели, заранее донесите до нее все, что хотите

в конечном итоге получить.

При встрече нужно наладить контакт. Ваша задача — максимально расположить к себе модель, «навести мосты», чтобы преодолеть любую скованность во время работы.

работы подбадривайте модель, даже если не все хорошо получается: она должна быть уверена в себе. Не бойтесь показать модели отснятый материал. Вместе разберите кадры, решите, что нужно исправить, что можно сделать еще лучше.

Где снимать? Бесплатно: парки, скверы, заброшенные здания, открытые крыши, реки и поля, квартиры. Недорого: тайм-кафе с естественным светом, оранжереи, экспоцентры, выставки. Платно: студии, охраняемые объекты (благодаря корыстным охранникам).

«Как мне встать?», «Куда деть руки?» — одни из самых частых вопросов, возникающих на съемке. Заранее продумайте позы, зарисуйте или скачайте на телефон несколько десятков подходящих под ваш образ. Прочтите книгу Уильяма Мортенсена «Модель. Проблемы позирования» и не удивляйтесь, что она написана в 1937 году: она попрежнему актуальна.

Я предпочитаю фотографировать с естественным светом как на улице, так и в помещении, хотя в последнее время потихоньку осваиваю студийный свет.

Вот одна из моих ходовых световых естественных схем: модель сидит боком или в три четверти к большому окну в метре от него, за ней темный фон, а параллельно окну — белый бумажный фон для подсветки теней на модели.

поверхностями от белого до черного. Цветные поверхности будут давать паразитные рефлексы.

РЕЦЕПТ ШЕДЕВРАЛЬНОГО ПОРТРЕТА

К сожалению, его нет. Шедевральность складывается из вашего умения фотографировать, внешности модели и отчасти из обработки. Почему «отчасти»? Потому что это только «соус» к вашему основному блюду, который подчеркивает его вкус. Если приготовили гадость, никаким соусом

ее не превратить в шедевр кулинарного искусства. Поэтому советую не углубляться в обработку, а изучать азы фотографии и композиционные приемы. К слову, обработка должна занимать не более получаса, лучше меньше. Цените свое время.

ЦВЕТ И ОБРАБОТКА

Как получить хороший цвет на фото? Под хорошим цветом я подразумеваю естественный натуральный цвет без модных тонировок.

Я работаю с Capture One, еще хороши в плане цвета SilkyPix, DXo и RPP. Конечно, многое зависит от места съемки, времени суток и других факторов.

При ретуши я использую популярный метод частотного разложения. Оставляю картинку максимально похожей на фотографию, а не на арт или 3D-рендер. Главный совет при ретуши — не переусердствовать.

Существует два мнения о формировании собственного стиля. Первое — побольше смотреть на работы признанных или популярных мастеров. И обратное — совсем не оглядываться по сторонам, чтобы сформировать собственный, максимально свободный от заимствований авторский почерк.

Я скорее сторонник второго мнения. В любом случае, от обилия визуальной информации никуда не уйти, и в голове откладываются чужие красивые работы, которые вдохновляют фотографа и оказывают на него некоторое влияние. Ничего страшного, если вы за основу возьмете чей-то образ или позу.

Многие думают, что техника «решает», и вместо того, чтобы развиваться творчески, развивают количество мегапикселей. Зря. Любой аппарат, даже начального уровня, практически ни в чем вас не ограничит, особенно в таком нетребовательном жанре, как портрет. От бренда тоже мало зависит. Я в свое время выбрал Sony, потому что это был самый дешевый фотоаппарат с полуторным кропом. Точно так же я мог сейчас снимать на любую

другую фотосистему. На более дорогую камеру стоит переходить лишь тогда, когда вас начинают ограничивать возможности вашей тушки. А вот об объективе стоит задуматься. Светосила для портретов, особенно в помещении, никогда не помешает.

что смотрится эффектно. Нет универсального рецепта. Попробуйте и решите, что вам подойдет.

— Точки притяжения в портрете для зрителя: глаза и руки. Поэтому следите за фокусом на глазах и положением кистей рук модели. Крупные ладони лучше разворачивать ребром или в три четверти к камере.

— По этой же причине лицо и руки должны быть достаточно проэкспонированы и никакие другие участки фона не должны «перебивать» их, забирая на себя внимание зрителя.

— Длинная тонкая шея, узкие плечи, подчеркнутые светотенью ключицы придают женственности и очарования модели, поэтому подбирайте соответствующие позы и свет.

— Безжалостно удаляйте бракованные кадры, даже с мелкими недочетами. Лучше получить один безупречный кадр, чем десять посредственных.

— Чтобы обезопасить себя от промахов автофокуса, всегда делайте несколько дублей с перефокусировкой. Помните, что автофокус лучше цепляется датчиком за контрастный переход светлое-темное. Или снимайте с ручной фокусировкой. Кадров выйдет меньше, зато в цель попадет большинство из них.

— Темный фон смотрится обычно выигрышнее, поэтому подбирайте фон темнее кожи модели. Фон в портрете не менее важен, чем сам объект съемки, поэтому следите за ним.

— Правильный скинтон — или лучше сказать красивый — очень важная штука. Человеческий глаз может не заметить «кривой» цвет травы или неба, а нездоровый цвет кожи сразу бросается в глаза. Поэтому следите за рефлексами, падающими на кожу. Съемка под листьями или в комнате

с цветными стенами может быть противопоказана.

— Всегда пользуйтесь гистограммой при обработке. Она поможет даже в сложных условиях контролировать экспозицию снимка. Глаз замыливается, монитор бликует, но гистограмма всегда показывает реальную яркость и не дает ошибиться.

— Умейте принимать критику, какой бы она ни была. Ваши основные зрители — простые люди, поэтому благодарите их за любую критику и делайте выводы. Без самоанализа нет развития.

Всем желаю творческой реализации и удачных кадров!

Источники:
Дизайн текста и визуальное повествование
Редакторы второй ступени, подумайте над информативностью своих фотографий
http://visual-storytelling.ru/all/informative-photo/
Портретная фотография
Всем привет! Меня зовут Александр Виноградов. Я фотографирую портреты и хотел бы поделиться с читателями PhotoCASA некоторыми мыслями о портретной фотографии.
http://photocasa.ru/photo-journal/uroki-fotografii/new_photographer/7393-zametki-portretnogo-fotografa.html

COMMENTS