Рынок электронной коммерции

Как толстеет онлайн-кошелек

Рынок e-commerce в Казахстане в 2017 году вырос на 27% до 215 млрд тенге.

Объем розничной торговли в Казахстане в 2017 году достиг 8,8 трлн тенге, подсчитало Министерство национальной экономики (МНЭ) РК. Из них на рынок электронной коммерции пришлось продаж на 215 млрд тенге, из которых 106 млрд – покупки в казахстанских интернет-магазинах, заявили в АО «Казпочта».

Причем эти цифры касаются исключительно товаров, но не услуг (билеты на самолеты, концерты, онлайн-платежи). Лидером в предпочтениях казахстанцев является китайская площадка Aliexpress – ежемесячно наши граждане совершают покупки в данном интернет-магазине на 12 млн долларов, что на 20% больше, чем год назад.

Также растет количество доставленных посылок по стране. По данным оператора почтовой связи, если в 2016 году было 15,3 млн посылок, то в 2017 году рост показал 43% и составил 21,9 млн посылок.

Большая часть онлайн-торговли в стране, порядка 60%, приходится на так называемые электронные представительства компаний, в частности по продаже авиа- и железнодорожных билетов: Air Astana, SCAT, «КТЖ».

«В основном люди чаще покупают через Интернет услуги, чем товары, так как проблема логистики до конца не решена. Поэтому большая часть представлена интернет-сервисами», – говорит президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ) Константин Горожанкин.

В целом доля онлайн-торговли от всего ритейла составляет примерно 2,4% от общих продаж. Тем не менее, сравнивая статистику с соседними Россией и Китаем, где рынок e-commerce переживает настоящий бум, рано говорить о том, что в Казахстане созданы все условия для развития рынка электронной торговли.

Для стимулирования рынка в новом Налоговом кодексе, вступившем в силу с 1 января 2018 года, введены налоговые льготы для электронной торговли в части отмены подоходного налога. Как пояснил главный эксперт Управления администрирования физических лиц Комитета госдоходов Кайрат Алин, при этом необходимо соблюдать несколько условий:

«Расчеты за товары должны производиться безналичным способом, договор должен быть заключен в онлайн-режиме, необходимо наличие собственной службы доставки».

При этом доходы от осуществления электронной торговли должны составлять не менее 90% совокупного годового дохода и осуществляться безналичным платежом. Однако данные правила не способствуют развитию интернет-торговли, считает президент АКИБ.

«По этому правилу 90% оплаты товаров должно проходить через Интернет. Если бы это были интернет-сервисы, то мы могли бы достичь данного показателя, пользователи привыкли платить за билеты через Интернет. Но, когда идет речь об интернет-магазинах, как правило, люди расплачиваются наличными при доставке товара. У крупнейших интернет-магазинов редко оплата через Интернет составляет больше 10%. Данная льгота была сделана как PR-ход, а не реальная поддержка интернет-магазинов», – говорит эксперт.

Отчасти эти данные подтверждает статистика Комитета госдоходов. С 7 марта этого года началась регистрация интернет-магазинов для получения данных льгот. По прошествии почти месяца их количество составило всего 50 налогоплательщиков. Это довольной низкий показатель, учитывая, что, по данным ведомства, в стране зарегистрировано порядка 3 тыс. интернет-магазинов.

Кроме эффективного механизма стимулирования, развитию рынка мешают поведенческие привычки. Население в большинстве своем не привыкло покупать товары в Сети и не до конца доверяет интернет-магазинам. Еще одним стоп-фактором являются банковские барьеры: большое число карт закрыты для интернет-транзакций. Для снятия ограничений необходимо идти в банк, открывать карту для транзакций, а это дополнительные действия, которые создают барьер.

По мнению Константина Горожанкина, в 2017 году знаковыми событиями на рынке электронной коммерции Казахстана стало открытие рынка Узбекистана, связанного со сменой руководства в соседней республике. Казахстанские интернет-магазины и сервисы стали смотреть на узбекский рынок. За прошлый год Tiketon открыл представительства в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане. Большой интерес к Узбекистану – у группы Сhoco, интернет-аптеки 103.kz.

О трендах на 2018 год глава Ассоциации интернет-бизнеса прогнозирует, что в течение года казахстанские магазины запустятся в странах Средней Азии.

«На самом деле очень мало казахстанских предприятий могут экспортировать свои мозги за рубеж. Интернет-сегмент – один из первых», – резюмировал спикер.

Рынок электронной коммерции в Германии

Рынок электронной коммерции Испании — пятый в Европе

Испания занимает первое место среди стран Южной Европы (Греция, Португалия, Турция, Италия, Мальта, Хорватия, Кипр и Испания) и пятое — по объемам электронной торговли среди всех европейских стран. Годовой оборот в секторе электронной коммерции в Королевстве Испании составил 14,4 млрд долларов — это больше трети рынка всех южноевропейских стран.

Лидерами общеевропейского рынка являются Великобритания (оборот — 107 млрд), Германия (63,4 млрд), Франция (51,1 млрд) и Россия (15,5 млрд). Испания занимает пятое место и является самым крупным рынком электронной коммерции в южной Европе. Как сообщается, население стран южного региона составляет 212 миллионов жителей, порядка 65% из которых, то есть около 125 миллионов человек, постоянно пользуются интернетом, а 48 млн. человек регулярно приобретают товары и услуги онлайн. Электронный рынок Испании, Португалии и Италии распределился следующим образом: 57,5% приходится на услуги, 42,5% — на товары. К этому нужно прибавить относительно молодой, но быстрорастущий рынок mCommerce (покупок с помощью мобильных устройств) объем которого в Южной Европе превысил 3 млрд евро.

Источники:
Как толстеет онлайн-кошелек
Рынок электронной коммерции в РК, рынок e-commerce в Казахстане в 2017 году вырос на 27% до 215 млрд тенге – все новости на Atameken Business Channel
http://abctv.kz/ru/news/kak-tolsteet-onlajn-koshelek
Рынок электронной коммерции Испании
Испания занимает первое место среди стран Южной Европы и пятое — по объемам электронной торговли среди всех европейских стран.
http://poravalit.info/ryinok-elektronnoy-kommertsii-ispanii-pyatyiy-v-evrope/

COMMENTS