Пассажирский лифт устройство

История изобретения лифта

Лифт — разновидность грузоподъемной машины, предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов на специальных платформах, передвигающихся по жестким направляющим.

В середине ХХ в. этнографы наблюдали жизнь папуасского племени, по уровню своего развития находящегося в каменном веке. Погребальные обычаи этого племени требовали хоронить покойников на вершине деревьев. Для подъема мертвых тел аборигены использовали устройство, действующее по принципу современного лифта. Платформа, сплетенная из лиан и ветвей, поднимала груз с помощью противовеса. Вполне вероятно, что подобные конструкции были известны и в эпоху каменного века европейской цивилизации.

Есть свидетельства о существовании лифта в Синайском монастыре (Египет, VI век н.э.), по некоторым источникам, он представлял собой плетеную клеть, подвешенную на пеньковых веревках, и приводился в действие колесом, вращаемым ослами. Механизмом, напоминающим по принципу действия лифт, пользовались в XVI-XVII веках н.э. крестьяне Индии для того, чтобы черпать воду из рек. Из документальных источников известно, что в XVII веке в Китае можно было увидеть подобные конструкции для подъема воды из реки. Отличительной его особенностью было то, что он приводился в движение пр помощи педалей, вращаемых двумя людьми.

Фирма Otis Elevator не хотела уступать конкурентам, производившим гидравлические лифты, и с 1874 года начала предлагать гидравлические пассажирские лифты и грузовые подъемники своей конструкции. Противостояние гидравлических и паровых лифтов могло бы продолжаться еще дольше, но в 1880 году компания немецкого инженера Вернера фон Сименса построила в городе Мангейм первый в мире электрический лифт. Он поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд. Первый электрический лифт фирмы Otis Elevator был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскребов в 1889 году.

Изобретатель лифта

Считается, что американец Э.Отис (1811 – 1861) изобрел лифт. Но это неверно. Отис изобрел не лифт, а устройство для его остановки при обрыве тросов. Оно состояло из двух, установленных в вертикальной шахте зубчатых реек, и бегущих по нем шестерен. Когда тросы натянуты, эти шестерни вращаются свободно, не препятствуя движению кабины. Но стоит натяжению ослабнуть, и мощные пружины включали тормоз, шестерни переставали вращаться, и кабина надежно стопорилась. Фирма «Бедстед Мануфэкчуринг Компани», где служил Отис, обанкротилась прежде, чем изобретатель сумел пустить свой безопасный лифт.

Уверенный в перспективности идеи, он организовал собственное предприятие для производства подъемников, но продукция новоявленной фирмы не пользовалась спросом: люди боялись пользоваться лифтами. И тогда Отис решил драматизировать свою идею. На выставке достижений науки и техники, проходившей в Нью-Йорке в 1854 году, он смонтировал свой лифт, нагрузил на платформу тяжелые бочки и сейфы и стал на нее сам. Поднявшись на 10 м, он дал сигнал помощнику. Тот перерубил тросы, но страховочный механизм сработал надежно: кабина остановилась, как вкопанная. На следующий день все газеты писали о ловком рекламном трюке. На фирму Отиса посыпались заказы.

Как это работает, Лифт с электроприводом

Первые упоминания о лифтах принадлежат перу римского архитектора Витрувия, который ссылается на Архимеда, построившего подъёмный аппарат в 236 году до нашей эры. Затем лифты строили 6 веке в Египте, в 18 веке во Франции и Российской империи. В 1854 году американский изобретатель Элайша Отис совершил прорыв в конструировании лифтов и продемонстрировал устройство безопасности — ловители. Это дало возможность строить небоскрёбы. Первый пассажирский лифт-подъёмник был установлен в Нью-Йорке тремя годами позже. А первый электрический лифт был запатентован Отисом в 1861 году. Как же работает современный лифт с электрическим приводом — об этом в сегодняшнем выпуске!

Кабина лифта подвешена на нескольких стальных проволочных канатах или тросах. Обычно их от 3 до 8 штук. Чтобы тросы не скрипели и не ржавели, их пропитывают маслом. В движение лифт приводит силовая установка — лебедка, расположенная в большинстве случаев в верхней части шахты. Она управляется электромотором и представляет собой канатоведущий шкив, или, иными словами, колесо с широким ободом, которое огибают стальные тросы. Они спускаются на противовес — груз, который уравновешивает кабину лифта и уменьшает нагрузку на двигатель. Оптимальный вес противовеса равен суммарному весу пустой кабины и половины полезной нагрузки.

При вращении шкив за счет сил трения перематывает канаты на сторону кабины или противовеса, которые тем самым всегда движутся в противоположных направлениях. Основная нагрузка выполняется противовесом, к которому тросы крепятся при помощи мощных пружин. Это необходимо для плавности кабины при остановке или начале движения лифта. Скорость движения кабины контролируется специальным контроллером. Снаружи кабины расположены направляющие башмаки, которые скользят по направляющим шахты и поддерживают кабину в вертикальном положении.

Безопасность пассажиров современного лифта обеспечивают около 30 электронных и 5 механических устройств. Самыми главными из них являются автоматические ловители. Эти механические устройства управляются отдельным тросом и шкивом ограничителя скорости. При падении или перегрузке кабины трос ограничителя скорости прекращает движение и за счет этого сильным рывком «выдергивает» клиновидные башмаки ловителя, которые останавливают лифт.

Еще одним предохранительным устройством являются буфера. Эти устройства плавного замедления кабины расположены на дне шахты. Они могут быть полиуретановыми, пружинного или масляного типа в зависимости от номинальной скорости. Буфера предназначены для преобразования кинетической энергии кабины и противовеса в тепловую и призваны смягчить удар в случае неостановки кабины на уровне первого этажа.

Что касается открытия дверей, то этим процессом управляет специальный контроллер. Он определяет вызванный этаж и при помощи автоматического привода открывает двери, чтобы впустить и выпустить пассажиров. Внешние двери лифта не имеют собственных приводов и сами открыться не могут: они надежно удерживаются специальным замком. Открыть их может только кабина лифта: именно на ней расположен привод дверей — и внутренних, и внешних. Для точной остановки на нужном этаже на кабине лифта установлен индукционный или герконовый датчик, который взаимодействует с магнитными шунтами на каждом этаже и тем самым определяет точное положение.

В настоящее время инженеры и конструкторы продолжают совершенствовать лифтовое оборудование. Так, компания thyssenkrupp Elevator работает над первым в мире бесканатным лифтом MULTI, который позволит перемещаться нескольким кабинам в одной шахте в вертикальном и горизонтальном направлении.

Источники:
История изобретения лифта
Лифт — разновидность грузоподъемной машины, предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов на специальных платформах, передвигающихся по жестким направляющим
http://retrobazar.com/journal/interesting/1116_istorija-izobretenija-lifta-.html
Как это работает, Лифт с электроприводом
При вращении шкив за счет сил трения перематывает канаты на сторону кабины или противовеса, которые тем самым всегда движутся в противоположных направлениях.
http://trialeset.su/novosti-internet-program/kak-eto-rabotaet-lift-s-elektroprivodom/

COMMENTS