Основы портретной фотографии

Основы портретной фотографии

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой (meninenuotrauka.lt)

Вы наверняка пытались снять удачный портрет при наличии хорошего фотоаппарата и уверенной в себе модели. Если в результате, на ваш взгляд, не вышло ни одного удачного кадра, значит, вы уже поняли, что портретная фотосъемка – один из самых сложных видов фотографии.

Обычно картина получается еще более мрачная, поскольку не у всех есть хорошая камера, да и роль модели играет подруга или застенчивый клиент, которые при виде фотоаппарата становятся «пластилиновыми» и просят их «лепить».

Знакомо? И не только вам! Советы, которые вы получите в этой статье, помогут решить эту проблему. Фотографии, сделанные с учетом описанных ниже правил, не просто смотрятся лучше – они больше нравятся самим моделям. Важно помнить, что не существует техники портретной фотосъемки, которая подходит всем без исключения моделям. Поза и точка съемки, подходящие одной модели, могут не подойти другой.

При портретной фотосъемке фотограф должен учитывать пять важнейших составляющих:

Умение владеть техническими параметрами камеры, такие как выдержка, диафрагма и баланс белого подразумевается по умолчанию.

Наиболее часто для классических портретов используются объективы с фокусным расстоянием 85 мм. Такие объективы даже называют портретными. Их основное преимущество в том, что они не искажают черты лица модели, а также помогают фотографу держаться «в стороне», что обеспечивает больший психологический комфорт. Хорошо подходят для крупных планов.

В небольших помещениях также принято использовать объективы 50 мм. Такие объективы лучше подходят для съемки средних планов. Для лицевых портретов моделей с крупным лицом лучше выбрать объектив 85 мм.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Широкоугольные объективы 12-24 мм используются для съемки портретов в интерьере. Однако следует помнить, что модель нельзя размещать близко к краю кадра, поскольку такой объектив сильно искажает пропорции тела.

Освещение — это не только способ сделать фотографию объемной, но и возможность подчеркнуть достоинства, индивидуальность, а также скрыть недостатки модели. Природа наградила нас абсолютно разной внешностью, поэтому каждой модели подойдет конкретная схема освещения. Если вы пока не знаете, как влияет свет на изображение лица модели, взгляните на эту шпаргалку. По ней отчетливо видно, как освещается лицо под тем или иным углом.

Подробно о том, как пользоваться этой шпаргалкой или создать собственную, можно прочитать в этой статье.

В портретной фотографии есть несколько широко используемых вариантов освещения. Их можно смоделировать при помощи обычного света от окна в вашей комнате, без вспышек. Тренироваться в поиске освещения также лучше с естественным светом (или с постоянным светом, например, от ламп), чтобы все изменения были видны еще до съемки.

Один из самых популярных типов освещения — это схема света «Петля». При съемке с таким углом падения света на щеке появляется небольшая тень от носа в форме петли (видна справа от носа):

При этом источник света должен находиться чуть выше уровня глаз модели, и свет должен падать чуть сбоку. Есть еще 5 наиболее распространенных схем освещения, также используемых для портретов, о которых вы, при желании, можете узнать в еще одной статье.

Композиция в портрете — понятие очень широкое. К нему относятся и поза модели, и построение кадра. Даже фон и предметы одежды сюда частично входят.

Вот некоторые советы, которые помогут вам сориентироваться в этом важном вопросе:

Правило третей. Чем лучше вы его знаете, тем точнее вы сможете угадать, когда его нарушить. В двух словах: по правилу третей зрительные центры на фотографии располагаются в красных точках, на пересечении вертикальных и горизонтальных линий:

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

В этих центрах нужно располагать важные объекты. Это могут быть лицо или фигура, либо глаза — если это портрет крупным планом. Кроме того, это могут быть значимые детали интерьера. Справедливости ради надо сказать, что правило третей не является руководством на все случаи жизни.

Центр фотографии: если на фоне есть значимые детали, то портретируемого нужно располагать не по центру фотографии, а слева или справа. Если фон нейтрален, и портретируемый смотрит прямо, то, напротив, его фигуру лучше расположить по центру.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Части тела: При постановке портрета не кадрируйте руки или ноги портретируемого в суставах. Кадрированные конечности смотрятся неэстетично. О других часто совершаемых ошибках при построении позы можно прочитать в статье 12 распространенных ошибок, допускаемых при позировании.

Глаза: Фокус должен быть на глазах. Нехорошо, если резкими останутся уши или волосы модели, а не лицо.

Крупный план: При съемке портрета крупным планом, точка съемки должна быть слегка сверху, чтобы не показывать ноздри – они, как правило, выглядят непривлекательно.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Такой ракурс, к тому же, выгоден для пышных моделей, а также девушек, которые хотят выглядеть на фотографиях немного худее.

Если вам интересно, как можно сделать модель стройнее благодаря средствам позирования и свойствам оптики, почитайте статью 15 способов скрыть лишний вес при фотосъемке.

Не снимайте портрет снизу: Если это лицевой портрет, то нижняя часть лица получится слишком крупной, а если это ростовой портрет, то особо крупными получатся ее бедра, а голова, напротив, слишком маленькой.

Для портретной фотосъемки нужно подобрать однотонную одежду либо одежду с неброским рисунком. Следует помнить, что портрет модели, снятой в платье в горошек на пестром фоне, будет выглядеть нелепо. Поэтому важно сочетать одежду модели с фоном. Если на одежде есть значимый рисунок, то фон должен быть как можно более однородным.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Многие фотографы рекомендуют темный цвет одежды, поскольку он худит. Черный или темный цвет одежды действительно уместен, если у модель хочет выглядеть стройнее, но если ей наоборот хочется подчеркнуть, какая замечательная у нее фигура, лучше выбрать одежду в светлых тонах и при этом выбрать темный фон, чтобы портрет смотрелся контрастнее.

Большинство любителей и начинающих фотографов не обладает студийным или портативным светом, чтобы хорошо осветить объект съемки, поэтому детали черной или темной одежды и очертания тела теряются в тенях. Учитывайте это при выборе костюма.

Рукава: Еще одна важная рекомендация по подбору одежды для портретной фотосъемки — выбор длины рукава. Даже при небольшом лишнем весе руки на фотографии смотрятся полнее, если выбрана одежда без рукавов. Сделать руки стройнее поможет одежда с длинным рукавом. Если проблема остается, попросите модель слегка раздвинуть руки (например, поставить их на пояс): тогда руки будут смотреться лучше.

Если вам интересно, как подобрать одежду модели и как совместить ее с фоном, об этом подробно рассказывается в еще одной статье.

  1. Отличное руководство для начинающих разработал Линн Херрик (Lynn Herrick). Он собрал более 200 наиболее применяемых поз для портретной фотосъемки, которыми можно свободно пользоваться (в том числе, распечатать в качестве шпаргалки). Помните, что не все позы подойдут конкретной модели. Во время съемки также лучше проверить, не допустили ли вы одну из распространенных ошибок, которые описаны в уже упомянутой выше статье.

>>Скачать все позы одним архивом<<

Эти рисунки можно загрузить на мобильный телефон, чтобы они всегда были под рукой.

2. Есть также отличная программа с позами для портретов, разработанная специально для мобильного телефона – в таком формате рисунками пользоваться удобнее. Скачать программку можно в этой статье.

Спина: Сутулая спина и опущенные плечи непривлекательны. У сутулой модели теряется шея. Если портретируемый забыл об осанке, деликатно напомните ему о том, что спину следует держать ровно.

Ракурс и наклон головы: Наиболее распространены ракурс в три четверти, профиль и фас. Подробнее об особенностях съемки этих ракурсов вы можете почитать в статье о ракурсах.

Не забывайте, что каждый ракурс меняется, стоит фотографу попросить модель слегка наклонить голову или развернуться ближе к источнику света.

«Покрутите» модель, чтобы увидеть, какой наклон головы характеризует ее с лучшей стороны. Если модели не нравится, что вы снимаете каждый незначительный наклон, напомните ей, что знаменитые актеры и актрисы часто подбирают позу для фотосессии, чтобы знать, с какого ракурса они получатся лучше всего.

Подбородок: следует помнить, что некоторые люди, сами того не ощущая, выдают второй подбородок. Чтобы гарантированно избавиться от этой неприятной мелочи, попросите модель наклонить корпус тела вперед (опереться на спинку стула или перила), и слегка опустить подбородок.

Лишние детали и неприятные мелочи: При съемке портрета необходимо обращать внимание на порядок в комнате – это существенно сэкономит время при обработке в графическом редакторе. Гораздо проще навести порядок в комнате, где будет происходить фотосъемка, чем потом удалять большой белый пакет с пятнистого кресла в графическом редакторе. Чистая и просторная комната всегда смотрится лучше, чем комната, в которой разбросаны журналы, газеты, игрушки и книги. Временно убрав ненужные предметы, вы сконцентрируете внимание зрителя на модели.

Окружение: Если съемка портрета происходит на улице, также важно следить за фоном: нехорошо, если из головы модели растут фонарный столб или дерево. Если фотограф отойдет на два-три шага влево или вправо или попросит модель это сделать, проблема будет решена.

Планирование съемки и подручные средства: Если речь идет о коммерческой съемке, можно заблаговременно обговорить с клиентом, какой фон ему понравится больше – интерьер его квартиры или однородный фон. Однородный фон можно создать не только средствами студии – это могут быть однотонные стены или размытый объективом пейзаж леса.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

В качестве однородного фона хорошо использовать окно, которое можно засветить, сымитировав белый студийный фон. Для этого нужно выставить экспозицию по модели, переэкспонируя, таким образом, окно. Если детали вида из окна все равно заметны, можно дополнительно подсветить модель отраженной вспышкой, как на фотографии ниже.

О других видах подручного фона можно прочитать в статье 9 способов подобрать фон для портрета.

Не забывайте также, что фон, особенно студийный, должен гармонировать с одеждой и особенностями внешности модели. Так, чтобы скрыть недостатки фигуры, нужно снимать модель на неконтрастном фоне, схожим по тону с одеждой.

Все выше перечисленные правила и советы теряют смысл, если:

  1. Вы чувствуете себя некомфортно;
  2. Модель чувствует себя некомфортно.

Если вы просите модель улыбаться, улыбайтесь сами. Выберите тему разговора, не связанную с фотосъемкой, спросите у модели об интересах, отвлеките ее. Хороший контакт с моделью – 99 процентов успеха в портретной фотосъемке.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Для создания дополнительного комфорта могут подойти:

  1. Организация фотосъемки в местах, где любит проводить время клиент/модель;
  2. Спокойная музыка; музыка, которая нравится модели;
  3. Чашка кофе или чая, если съемка проходит в помещении.

Если вы арендуете студию, дополнительно о создании комфортной обстановки можно прочитать в статье «Как помочь модели вести себя естественно в фотостудии?»

Если же вам более близок репортажный стиль съемки, почитайте интервью с Евгенией Суриной, семейным фотографом, который снимает в документальном стиле, и узнайте, как ей удается создать комфортную обстановку для клиентов.

Осветить все тонкости портретной фотосъемки в одной статье довольно трудно. Если вы считаете, что какой-то важной детали в этой статье не хватает, не стесняйтесь – напишите свое мнение.

Какие тонкости о портретной фотосъемке знаете вы? Поделитесь ими в комментариях!

Основы портретной фотографии

Итак, мы с вами поняли, что такое портрет и узнали определяющие факторы, которые позволят нам снять не просто портрет, а настоящую художественную фотографию. Один из китов, на которых держится не только портрет, но и вся фотография в целом — это, конечно же, композиция. О ней и пойдет речь в этом уроке.

Если мы с вами возьмем среднестатистическую фотографию-портрет из интернета, то она будет выглядеть приблизительно следующим образом:

А теперь давайте попробуем проанализировать ее.

Наш взгляд «гуляет» по фотографии, не находя главного объекта съемки. С точки зрения логики должно быть понятно, что это человек, но взгляд за него не цепляется. Очень много деталей, которые перебивают логику взгляда, возникает хаотичность восприятия, и… вы просто пролистываете фотографию дальше, моментально забыв о ней.

Почему так происходит? Причины такого построения кадра идут от компактных камер: человек смотрит на экран и фокусирует изображение, как правило, на автомате по центру. При этом мы получаем много лишнего неинформативного пространства по бокам и сверху, которое, как правило, не несет никакой смысловой нагрузки.

В любой фотографии, в том числе, на портрете, должны быть смысловые центры, которые притягивают взгляд человека к себе. В композиции эти области наибольшего визуального интереса определяются классическим правилом третей и находятся на пересечении определенных линий (см. схему ниже):

Также можно располагать смысловой центр или объект съемки на самой линии, это также не будет ошибочным и будет смотреться органично и эффектно. Давайте рассмотрим самый простой пример. Сравним два снимка одного и того же человека, которые я сделал в студии:

Согласитесь, второй пример выглядит гораздо интереснее за счет того, что лицо (главный смысловой центр портрета) находится чуть выше центра, на линии согласно правилу третей. От этого изображение стало органичнее. Заметьте, мы убрали лишний «воздух» над головой и по бокам, но все же оставили на снимке некоторое его количество, чтобы взгляду не было тесно при изучении снимка. Кроме того, мы в большей степени включили во второй пример руки, которые уравновесили общую композицию снимка.

А вот еще один пример действия правила третей.

Романтическая пара молодоженов расположена справа на воображаемой линии сетки, а их лица находятся практически на пересечении линий, составляя идеальный визуальный акцент. Композиция уравновешена частью теплохода, стоящего на пристани — взгляд изучает его детали, столбики ограждения, но неизменно возвращается к главным героям снимка. Эта фотография является ступенью к следующему вопросу, который мы рассмотрим.

В любом портрете должно присутствовать ощущение направления. Его можно добиться, оставляя перед объектом съемки больше пространства, а сзади наоборот, меньше. Почему так? Такое расположение объекта съемки вызывает у нас ощущение движения и показывает его направление.

На фотографии ниже вы видите портрет девушки-мима, на котором работает вышеозначенное правило. Девушка смотрит в сторону, на кадре оставлено пространство, благодаря которому мы можем проследить ее взгляд и избежать статичности. Здесь же мы можем наблюдать, как работает L-образная композиция (см. раздел «Треугольная композиция») — шляпа, голова и туловище мима при переходе в руки действительно образовывают английскую букву L.

Сколько свободного пространства оставлять сзади — вопрос по большей части вкуса и опыта. Но даже если вы задумали композицию, где ваш объект находится практически в центре кадра, всегда оставляйте пространство для его взгляда.

Наш взгляд изучает фотографию всегда по одной траектории — из нижнего левого угла в верхний правый. Убедиться в этом можно, взяв любой глянцевый журнал и посмотрев фотографии, которые в нем представлены. Учитывайте это при создании композиции ваших снимков!

Наиболее распространенная компоновка кадра в портрете основана на треугольнике. Заметить это несложно, особенно в индивидуальных портретах — голова служит вершиной треугольника, а плечи — его основанием. При правильном использовании руки также могут включаться в треугольник.

Кроме того, правило треугольника применимо и к групповым портретам: в центре располагается самый высокий человек, а рост остальных уменьшается к границам кадра.

Встречаются и другие фигуры в построении кадра: например, в виде букв C, V, T, L и S.

В каких случаях можно использовать наклонную ориентацию кадра?

Очень часто начинающие фотографы, видя как кто-то компонует кадр с использованием наклона камеры, проникаются уважением к приёму и начинают делать так же, не особо задумываясь о причинах такого построения кадра. Между тем, цель наклонной композиции — добавить больше динамики в снимок, усилить эффект движения. Статические позы в наклонном варианте порой смотрятся не очень выигрышно, создается впечатление, что герои падают, подпирают стенки.

Ниже пример удачного применения наклонной композиции — получившаяся диагональ позволяет взгляду эффектно скользить снизу мимо толпы фанатов к ярко освещенной певице и ее эмоционально поднятой вверх руке, отчего кадр смотрится живее.

Давайте теперь рассмотрим разные типы портрета и изучим, как использовать их главные визуальные центры.

Глаза — зеркало души. Наверняка эта фраза знакома каждому. Когда мы рассматриваем крупноплановый портрет человека, то глаза — это первое, на что мы обращаем внимание. Именно они являются самой выразительной частью лица, главным смысловым центром композиции таких портретов. Поэтому согласно правилам мы должны кадрировать портрет таким образом, чтобы глаза оказались на одной из линий сетки по правилу третей. Например, так:

Однако здесь есть некоторый нюанс. Очень часто можно встретить много красивых портретов, где глаза находятся чуть ли не посередине, но при этом фотографии смотрятся красиво и не вызывают внутренних противоречий. Здесь уже стоит полагаться на себя, должна работать внутренняя интуиция (чуть ниже мы поговорим с вами об отступлениях от правил):

Чтобы глаза привлекали еще больше внимания, они должны быть резкими, поэтому фокусировка в портретах всегда осуществляется по глазам. Обязательно следите за этим!

В крупноплановых портретах композицию нередко можно эффектно дополнить, используя руки:

Как видно из примера, руки в этом портрета использованы в качестве нижнего основания композиционного треугольника, о котором мы с вами говорили ранее. В итоге — на снимке логичная и законченная композиция.

Не используйте руки бездумно, просто ради того, чтобы они присутствовали в кадре. Помните, что все основное внимание в любом случае должно быть сосредоточено на взгляде человека. Если вы сомневаетесь, включать ли руки в кадр, лучше не снимайте их.

Определение кадрирования оплечного портрета в его названии — в кадре находится лицо и область чуть ниже плеч. Не стоит резать плечи прямо у основания кадра, такое кадрирование смотрится не лучшим образом.

При съемке портрета на открытой диафрагме (до 4.0), вы получите более объемное изображение и сможете эффектно размыть задний план. Не забывайте, что на открытых диафрагмах работать сложнее — уделяйте повышенное внимание резкости глаз!

Главным визуальным центром в этих портретах является лицо человека — именно на нем должен строиться главный акцент, и вы должны выстраивать композицию кадра, исходя из этого факта.

Фотографируя портрет по грудь или по пояс, в композицию кадра мы включаем еще один важный элемент — руки. О них мы уже упомянули при обсуждении крупнопланового портрета, однако в поясных и ростовых руки играют гораздо большую роль в композиции, и от того, как вы их расположите, будет зависеть конечное восприятие вашей фотографии.

Более того, руки могут сыграть главную роль в портрете, оживляя позу человека и раскрывая какие-то черты его характера.

Один из самых важных вопросов: как же нам скадрировать портрет, чтобы случайно не резануть чего лишнего? Давайте разбираться.

Погрудный портрет можно обрезать чуть выше уровня груди, оставляя пространство над головой человека и с обоих его боков.

Поясной портрет (или портрет в ?) можно обрезать на уровне бедер, также оставляя небольшое пространство над головой модели и по бокам. Аналогичное применение свободного пространства касается и портретов в полный рост. Единственный нюанс — в ростовых портретах по правилам должно быть чуть больше пространства сверху, чем снизу.

Не следует обрезать фигуру по суставам: ровно на уровне пояса, по коленям, по икрам. То же самое с руками: не следует резать руки по локтям и кистям. Довольно частый вопрос — можно ли «резать» голову в кадре? Да, это можно сделать в целях создания оптимальной композиции, но будьте аккуратны — чтобы у края кадра не оставалось ненужных деталей.

Если при съемке крупноплановых портретов на открытом воздухе мы с вами можем использовать открытую диафрагму и эффектно размыть фон, то сделать это при съемке людей по пояс и в рост сложнее. Размещая людей на линиях согласно правилу третей, можно получить много пустого пространства, которое желательно уравновешивать. Это может быть все, что угодно — столбы, колонны, деревья, проходящие мимо люди, различные тени. Главное, чтобы ваша фотография приобрела интересный и законченный вид.

Ниже пример использования перспективы для уравновешивания композиции в ростовом портрете. Наш взгляд начинает со знакомства с героями фотографии и следует дальше, в конец тропинки, попутно изучая линии деревьев и полоски света. Таким образом, мы получили романтическое и объемное фото.

Как уже было сказано выше, классическая схема выстраивания групповых портретов основана на треугольнике, когда в центре располагается самый высокий человек, а остальные выстраиваются по обеим сторонам от него.

Однако, как говорят медики, случаи бывают разные, и мы с вами можем использовать другие интересные композиционные решения. Например, как видно на фотографии внизу, использован вариант V-образной композиции: герои располагаются по росту сверху вниз, а одного из участников я решил усадить на пол. Получилось несколько неожиданно, однако персонаж от этого не потерялся, а кадр в целом стал выглядеть любопытнее.

Мы с вами подходим к логическому завершению нашего урока и, конечно же, на десерт приготовлено все самое вкусное. Я не зря начал этот урок с правил, определений и тонкостей «как надо». Потому что для того, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Ни один опытный фотограф или художник не отступает от правил без причины.

Искусство (а мы ведь с вами говорим о портрете именно как об искусстве) не подразумевает шаблонность, иначе изо дня в день, из года в год мы бы с вами видели в альбомах и на просторах сети одно и то же. Прочитав эти строки ваша интуиция и видение моментально не разовьются, однако чем больше вы будете фотографировать и набивать руку, тем больше будет возникать желания экспериментировать.

В заголовке к этому разделу стоит фраза «точка съемки». Мне сначала хотелось поговорить об определенных стандартах, но, подумав, я решил, что точка съемки — это наиболее частое поле экспериментов среди фотографов.

Судите сами. «Стандартная» точка съемки крупнопланового портрета — на уровне носа; погрудного — на уровне шеи; поясного и ростового — на уровне груди. Но! Мы с вами можем фотографировать портрет и с более высоких точек, и в нужных случаях это не будет неправильным, а как часто можно видеть фотографа, снимающего модель с пола? И этот способ, между прочим, используют многие «модные» фотографы — снимая модель таким образом с помощью широкого угла можно в кадре удлинить ей ноги, что даст впечатляющий эффект.

К слову сказать, высокие точки съемки и использование широкого угла очень эффективны при съемке групповых портретов — получающиеся искажения концентрируют внимание на лицах (что нам и нужно!) и отвлекают внимание от заднего плана.

Следующий пример иллюстрирует не только неидеальную композицию, но и удачно пойманный момент. Успокаивая проказничающую дочку, папа отвернулся от камеры, а я поймал хитрый взгляд девочки и нажал кнопку затвора. Взгляд получился по центру, но, тем не менее, мы все равно получили отличный снимок — живой и интересный.

Ну а теперь, с новыми знаниями ваша очередь браться за дело!

Дополнительная литературу по теме урока

  1. Марк Клейгорн – Портретная фотография
  2. И. Варшавский – Общие советы по композиции (статья)

Уроки и тонкости портретной съемки

Статья опубликована в подразделе Практика (который является частью раздела Основы фотографии).

Портретная фотосъемка – один из наиболее сложных, и, тем не менее, интересных жанров фотографии. Многие, кто только начинают постигать искусство владения фотоаппаратом, замечают, что минимальное изменение света или ракурса способно сделать лицо изображаемого человека совершенно другим. Именно поэтому портретное фото начинает привлекать и заинтересовывать еще глубже.

Для того, чтобы максимально раскрыть особенности каждого лица и ненавязчиво скрыть его недостатки, следует, разумеется, знать некоторые особенности портретной съемки: правила постановки света или выбор объектива.

Этот пункт – своеобразный «подготовительный» этап, о котором стоит позаботиться еще до начала съемки. Безусловно, его можно пропустить, ведь нет объективов, предназначенных только для портретов, пейзажей или натюрмортов, и жестко неподходящих для других жанров, однако существуют линзы, подходящие больше других.

Первый наш шаг при выборе объектива – это определение, на каком именно типе портрета вы, как художник, желаете сосредоточиться. Различают портреты, выполненные:

  • крупным планом (в кадре – только лицо);
  • средним планом, или полуростовой портрет (по грудь);
  • общим планом – человек в полный рост или группа людей.

Для каждого из типа портретов подходит свой объектив. В первую очередь, стоит определиться, желает ли фотограф приобрести объектив со сменным фокусным расстоянием или с постоянным. Каждый фотограф определяет сам для себя, что для него значит лучший портретный объектив, – плюсы и минусы двух этих вариантов примерно равноценны. Объективы «с зумом» более универсальны, тогда как у владельца объектива с постоянным значением четче картинка.

А вы знаете какой самый лучший полупрофессиональный фотоаппарат Nikon? Ответ найдёте в нашей статье.

Для портретов источники света играют большую роль. Узнайте, как сделать софтбокс своими руками в нашей статье.

Научитесь профессионально фотографировать и поразите всех! Вам в помощь наша подробная инструкция: http://stuffonly.net/uroki/osnovy-fotografii/teoriya/uchimsya-fotografirovat.html

В случае если предпочтение отдано объективам с фиксированным фокусным расстоянием, следует ответить на вопрос, почему так важно правильно определить «число миллиметров»? Как не сложно догадаться, это связано с тем, что неверно выбранный объектив будет невольно искажать картинку.

При выборе широкоугольного объектива в случае, когда в нем нет необходимости, появляется искажение центральной части картинки – она зрительно начинается казаться больше, чем края, более выпуклой. С другой стороны, если отдать излишнее предпочтение длиннофокусным объективам, можно получить обратный результат и ненароком сделать лицо плоским, а порой и вовсе «вогнутым» в картинку. Подобный эффект искажения называется дисторсия.

Если говорить о конкретных цифрах, то картина выходит примерно следующей:

  • для портрета крупным планом подойдет объектив с фокусным расстоянием от 70 до 135 мм;
  • при съемке полуростового портрета следует отдать свое предпочтение 50 мм объективу;
  • во время съемки в полный рост лучшим вариантом станет объектив в 30 мм.

Не стоит забывать, что приведенные выше данные являются неким усредненным вариантом. Большую роль играет расстояние от фотографа до модели, а так же от модели до задника, на фоне которого происходит съемка. Именно по этому, планируя фотосессию, важно оставлять для себя и своих моделей место для маневра, передвижения по оси «ближе-дальше» и регулировки глубины кадра.

Свет – еще один важный инструмент, используемый фотографом при работе. Роль верно установленного освещения преувеличить невозможно – именно игра тени на лице и фигуре модели способствует выделению особенностей её лица и успешному скрыванию имеющихся недостатков. Особенно ярко это заметно на черно-белых фотографиях, хотя фотографы, работающие “в цвете”, разумеется, не должны забывать основные правила съемки портрета при том или ином свете.

На этой шпаргалке (ниже) можно увидеть наглядно, как именно меняется лицо при том или ином способе установки лампы. Можно, разумеется, воспользоваться уже готовыми шаблонами, но лучше будет заранее пригласить модель и сфотографировать её, используя все известные схемы освещения, чтобы наглядно увидеть особенности конкретного лица.

Отдавая предпочтение такому непростому искусству, как портретный жанр, можно пользоваться как вспышкой, так и естественными источниками света. К вспышке следует проявить особое внимание – используя её, фотограф увеличивает риск получить плоское, равномерно освещенное лицо с жесткими граница. О том, как можно использовать вспышку, подробнее будет сказано в следующем разделе.

Естественный свет – идеальный вариант для портретной съемки. Его проще, чем вспышку, подстроить под себя, отредактировав степень освещенности, цветовую температуру, глубину кадра, и множество других нюансов. Всегда можно найти точку, с которой естественные источники света придадут изображению должный объем.

Интересные эксперименты выходят с тенями, которые могут быть мягкими и плавными, а могут – резкими и глубокими. Таким образом, естественный свет, пусть и вынуждает фотографа приспосабливаться к своим условиям, дает широкое поле для импровизации и проявления фантазии.

Узнайте всё про дисторсию объектива и научитесь её использовать, как художественный инструмент!

Кто победил в сравнении фотоаппаратов Nikon и Canon читайте в нашей статье.

Студия – отличное место для экспериментов. Во время портретной съемки в студии не нужно следить за изменяющимся освещением и погодными условиями, никто не помешает модели расслабиться и раскрепоститься перед камерой, не отвлечет и не собьет настрой у обоих участников процесса. Это место, где можно поэкспериментировать с освещением, в том числе – со вспышкой.

В виду неизменных внешних условий, автоматический режим фотоаппарата сделает все фото похожими друг на друга. Ручной режим дает простор для творчества, ведь при съемке в студии спешить, на самом деле, некуда, и всегда можно отвлечься на настройку диафрагмы, ISO и прочих условий.

Портретная съёмка в студии оправдывает использование вспышки больше, чем при работе «в поле». Для того, чтобы сгладить острые линии и засвеченные пятна, возникающие при использовании вспышки, рекомендуется использовать отражатели и софтбоксы.

Помимо прочего, важно позаботиться о том, чтобы композиция в портретной фотографии была организована грамотно, в студии можно расположить предметы, отражающие вспышку, и, таким образом, осветить лицо или фигуру модели со всех сторон. Благодаря этому портретная фотография получит насыщенность и живость красок.

Ниже приведены уроки портретной съемки, по которым можно понять, что лучшие фотографии получаются при одновременном использовании техники и навыков.

Как известно, один из самых выгодных ракурсов для съемки модели – полуоборот в три четверти по отношению к фотографу. Есть два типа освещения, которые сделают фотографию более живой и объемной. Сравним эти два снимка:

Основное отличие в этих снимках – расположение тени от носа. На первом фото она не соприкасается с тенью от щеки, а на втором – соприкасается.

Первый тип освещения называется «Петля». Чтобы его получить, стоит установить объект света немного выше глаз модели, на 40 градусов от камеры (более точное число зависит от типа лица модели, так что положение осветительного прибора вполне можно регулировать).

Второй тип освещения – «Рембрандт», назван в честь художника, который часто использовал его в своих картинах. Свет должен находиться над головой модели. К сожалению, этот тип освещения подходит не всем – только людям с ярко выраженными скулами. Обладателям маленького носа он наоборот, противопоказан.

Композиция – понятие довольно растяжимое в силу того, что каждый считает своим долгом внести в него что-то свое. Кто-то учитывает только позу модели, другие считают важными цвета, третьи – фон. Неоспоримым остается правило трех третей – зрительно поделив фото на девять одинаковых квадратов, каждый заметит, что первый, беглый взгляд попадает на четыре центральные точки.

Обратите внимание на фотографию. Первое, что бросается в глаза – взгляд девушки и левая половина её лица. Это происходит не только потому, что она лучше освещена, но и потому, что находится «в пятом квадрате» условной сетки. Попробуйте в графическом редакторе обрезать часть фотографии, и вы увидите, как резко изменится акцент.

Это фото – чудесный пример того, как при помощи цвета можно сделать акцент на определенной части фотографии. В глаза бросается, в первую, очередь, букет невесты (это напрямую связано и с правилом трех третей тоже, о котором говорилось в предыдущем уроке), а так же с тем, что он выгодно играет на контрасте с платьем. С другой стороны, зритель переводит взгляд на лицо девушки, которое на фоне белых стен и белого платья кажется ярким и почти сияющим.

Сухие листики дерева – самая яркая часть этого фото, более того, расположенная по центру. Однако, если раньше на фото яркие детали становились предметами, на которые делался акцент, то здесь деревце выступает в роли предмета, уравновешивающего фотографию. Будь на снимке только ребенок, вся левая сторона была бы пустой, слишком легкой, незаполненной, однако яркие листья становятся предметом, создающим симметрию.

На цветных фотографиях такая яркая часть, как естественные блики, разумеется, теряется и отходит на задний план, так что разумно было бы поговорить о черно-белых портретах.

Без бликов, которые появляются в глазах модели, лицо выглядит пустым и безжизненным. Обратите внимание, насколько осмысленным и сосредоточенным становится взгляд девочки, когда в нем появляются блики. Попробуйте убрать их в графическом редакторе, и взгляд моментально станет слепым, устремленным «в никуда», а не на зрителя.

Другой пример – фотография молодого человека. Блики в его глазах становятся средством художественной изобразительности, усиливающей впечатление, возникающее от взгляда, устремленного куда-то за границу кадра. Зритель невольно задумывается об объекте наблюдения, столь привлекшем внимание изображенного мужчины.

Разумеется, поза – едва ли не главное в портретной съемке в полный рост. С другой стороны, поворот и наклон головы в съемке крупным планом тоже можно назвать, в какой-то степени, позой. Фотографу и его модели следует запомнить несколько простых правил.

Сравните это фото и фото, представленное в третьем уроке. Сутулящаяся модель выглядит неряшливо, нарушает равновесие кадра, вызывает у зрителя отторжение. Фотографу следует следить за состоянием того, кого он фотографирует.

Представляем Вашему вниманию обзор Nikon d3200 – лучший в своей серии.

В этой статье мы подскажем какой полупрофессиональный фотоаппарат Nikon выбрать.

А перейдя по этому адресу http://stuffonly.net/uroki/osnovy-fotografii/teoriya/sites.html Вы найдёте большую подборку сайтов известных фотографов.

С другой стороны, важная ошибка фотографа – это обрезанные руки или ноги. Чаще всего это оставляет невнятное ощущение от фотографии, впечатление незаконченности, неряшливости кадра. С другой стороны, виртуозно овладев этим правилом, можно смело нарушить его – возможно, получится создать шедевр. Например, эта фотография известного рокера Джима Моррисона выглядит законченной и наполненный за счет выразительного лица артиста и его позы.

Источники:
Основы портретной фотографии
Портретная фотосъемка — это искусство позирования, работы со светом и сочетание многих других умений фотографа. В статье опубликована шпаргалка на 200+ поз для
http://www.si-foto.com/portretnaya-fotosemka-osnovnyie-pravila-200-poz-dlya-porteta/
Основы портретной фотографии
Итак, мы с вами поняли, что такое портрет и узнали определяющие факторы, которые позволят нам снять не просто портрет, а настоящую художественную фотографию. Один из китов, на которых держится
http://photostocks.info/p-1628/portret-osnovy-kompozitsiya/
Уроки и тонкости портретной съемки
В наших уроках по портретной съёмке мы раскроем все секреты этого нелёгкого и увлекательного дела.
http://stuffonly.net/uroki/osnovy-fotografii/praktika/uroki-portretnojj-semki.html

COMMENTS