Основы композиции в фотографии

14 принципов построения композиции

Основы композиции. Нехитрые закономерности композиции в фотографии

Н е зря говорят, что занятие фотографией – это способ лучше познать окружающий нас мир.

Конечно, у каждого человека свое понимание этого мира и свои способы это понимание выражать, но все же, знать хотя бы немного теории не помешает никому, а тем более человеку, который решил посвятить свое время фотографии.

Композиция – очень важная часть создания фотографии. Необдуманный щелчок с результатом попадания в кадр всего, что ни попадя, никому не интересен.

Необходимо формировать кадр, выстраивать сюжет, пытаясь максимально выразить задуманную идею.

Внимание должен привлекать сюжетно-композиционный центр, который, собственно говоря, и является главным объектом фотографии, а все остальные детали должны лишь подчеркивать его.

Обращайте внимание на фон – он может отвлекать от главного предмета или вообще портить фотографию. Наверняка у каждого есть любительские снимки с вазонами, торчащими из головы ??

Также важно знать о правиле «трех третей» в композиции фотографии. Условно разделите кадр сеткой на 9 равных между собой прямоугольников. Обычно, даже в полупрофессиональных цифровых фотокамерах, не говоря уже о canon 5d mark 2, есть режим наложения сетки на изображение, что намного упрощает, так сказать, работу.

Самый важный объект фотографии поместите не в центре (разве что, это оправдано идеей и фронтальным построением кадра), а в точках пересечения линий сетки (желательно, с правой стороны, ведь мы привыкли, что взгляд скользит слева направо, но это не обязательно).

При съемке пейзажа горизонт не должен быть посредине. Поместите его ближе к одной из линий сетки (вверх или вниз).

При съёмке фотопортретов нельзя «обрезать» людям конечности. Если руки-ноги полностью не влазят в кадр, обрезайте выше локтей и колен.

Помните о контрастах. Темные предметы на светлом фоне и наоборот, иначе объект не будет выделен и «потеряется», при этом идея останется невыраженной.

Фотография должна быть динамичной и интересной, если снимаете какой-то объект в движении. В таком случае можно оставить место для продолжения движения (например, если снимаете едущую справа-налево машину, то слева должно быть свободное место, ведь машина «въезжает» в кадр) или наоборот, покажите объект, выезжающий из кадра.

Список этих правил можно продолжать и продолжать, но это – основы основ, а уж если вы решите профессионально заниматься фотографией, то прочтете не одну книгу о композиции. А знание хотя бы этих нехитрых закономерностей, позволит вам делать хорошие фотографии. Может еще не совсем профессиональные, но и не любительские «мыльничные».

В дальнейшем, я планирую коснуться более подробно каждого из этих правил, и многих-многих других аспектов композиции в фотографии, таких как: правило золотого и диагональных сечений, перспективы, постановки света, баланса, линий в фотографии и т.д.

Книги по фотографии

Вспомните, пожалуйста, что вы ощущали, когда смотрели на мастерски снятый кадр? Чем фотография привлекла ваше внимание? Трудно ответить на этот вопрос, не так ли? А всё дело в том, что грамотно снятая фотография привлекает к себе ваше внимание на подсознательном уровне.

Давайте сейчас представим, что в кадре у нас только главный объект, скажем ваша подруга. В какой зоне фотоснимка должен находиться главный объект съёмки? В центре — это же ведь главный объект!

Вот тут уж извините, я с вами не соглашусь. Не буду сйчас вдаваться в подробности психологии восприятия мира человеком, скажу лишь, что композиция кадра это то, что может сделать фотографию заметной и красивой или наоборот непривлекательной и даже отвратительной.

Когда мы говорим о композиции кадра, мы подразумеваем

размещение и взаимное положение объектов в кадре.

Сейчас вы подумали: "Началось, этот тип будет нам рассказывать про золотое сечение. Скукотища. " Согласен — это довольно скучно. Скучно потому, что не очень понятно. Но оставим, правило золотого сечения для архитекторов и художников. Даже зная все его тонкости, вы никогда не успеете поймать кадр, как говорится «на лету». Обратимся к его упрощённому варианту, идеальному для фотографии.

Мысленно разделите экран вашего фотоаппарата на три горизонтальных и три вертикальных области как показано на рисунке. Ещё лучше, если в вашем цифровом фотоаппарате есть возможность включить отображение линий, делящих кадр на эти области (не беспокойтесь, на фитографии этих линий не будет).

Верхняя и нижняя горизонтальные линии показывают где в идеале должна проходить линия горизонта в независимости от того, снимаете вы пляж с облаками, или набежавшую волну, или ещё что-нибудь горизонтальное

Вертикальные линии используют для фото-съёмки вертикальных объектов, в том числе людей.

распологайте главные объекты в кадре так, чтобы они находились

на линиях, делящих кадр на три равные части по вертикали и горизонтали

Вот и всё правило третей. Правда ведь просто?

Основное правило композиции в фотографии можно сформулировать ещё проще

— никогда не ставьте главный объект съёмки в центре кадра!

Точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий называются фокальными точками. В фокальные точки как раз и устремляется взгляд человека смотрящего на фотографию, причём происходит это подсознательно. Поэтому фокальная точка – идеальное место для расположения главного объекта съёмки.

Если вы фотографируете человека крупным планом, то постройте композицию так, чтобы в фокальной точке оказался его глаз.

А для того, чтобы фокусировка и дргие настройки фотоаппарата получились правильными используйте фотосъёмку с перекомпоновкой кадра, о которой рассказано в уроке фотографии №2

ОДНАКО, ни в коем случае не призываю вас следовать правилу третей до миллиметра. Всё зависит от конкретного замысла фотохудожника. Просто придерживайтесь фокальных точек при построении композиции, а если вам всё же очень хочется нарушить это правило — пожалуйста нарушайте, (правила для того и существуют, чтобы их нарушать :o)

НО, помните — уж если вы нарушаете правило третей, вы должны делать это осознанно и всегда точно знать, чего хотите добиться. Например, пейзаж с отражением в воде только выиграет, если линия сопряжения объекта и его отражения будет строго посередине кадра. Этим вы только подчеркнёте симметрию!

Подчеркните симметрию нарушая правила композиции!

Основы композиции

Основы композиции в фотографии — 7 советов как сделать кадр неотразимым. Часть 2.

Наверное, каждому фотографу хочется, чтобы зритель часами разглядывал его фотографии, причем добровольно, а не под дулом пистолета. Добиться этого, нажимая на спуск фотоаппарата случайным образом, невозможно, хотя везунчики, наверное, тоже встречаются.

Мы пойдем другим путем — будем учиться, причем брать интересные идеи нужно не только у фотографов профессионалов, но и про другие виды искусств не стоит забывать.

Сегодня я продолжу большую тему про основы композиции в фотографии и дам еще 7 советов для того, чтобы вы смогли улучшить свои фотографии.

В прошлой статье озвучивались следующие советы:

  1. Правило золотого сечения и правило третей.
  2. Геометрическая композиция.
  3. Перспектива, выделение пространством.
  4. Тональная перспектива.
  5. Цветовая композиция.
  6. Черно-белая фотография.
  7. Правило диагоналей.

А теперь новые советы

Бросится ли вам в глаза белый объект на черном фоне или красный на зеленом? Думаю, что да.

Главный объект съемки должен отделяться от фона, а не сливаться с ним.

Если объект контрастирует с фоном, то мы сразу обратим на него внимание.

Основы композиции в фотографии

Автор снимка — Panumas Pattanakajorn

А вот исключение из правил

Основы композиции в фотографии

Автор снимка — Jules Cox

Несмотря на то, что животное сливается с фоном, оторвать взгляд от фотографии невозможно.

Основы композиции в фотографии. Совет №9 – Ракурс или точка съемки.

Нормальная точка съемки – на уровне человеческих глаз, это то, как мы привыкли наблюдать за окружающим нас миром – мы все так видим.

Применяют такой ракурс для съемки классических портретов. Большая часть фотографий сделана именно так.

Основы композиции в фотографии

Автор снимка — Jason Lee

Нижняя точка съемки.

Фотоаппарат (и скорее всего мы вместе с ним) находится внизу. Точка съемки ниже привычного уровня глаз.

В данном случае объекты начинают выглядеть не так, как мы к этому привыкли, тем самым испортить кадр проще простого.

Появляются искажения – ноги у модели кажутся длиннее, голова меньше (особенно данный эффект проявляется на короткофокусных объективах).

Объект с такого ракурса выглядит более «монументально» и величественно.

С этого ракурса лучше снимать динамичные сцены – бег, танцы, прыжки.

Основы композиции в фотографии

Автор снимка — Alex Evers

Верхняя точка съемки – фотоаппарат находиться выше уровня глаз человека. Снимки, сделанные с этого ракурса, выглядят спокойными и статичными.

Основы композиции в фотографии

Автор снимка — Pollo Olivera

Основы композиции в фотографии. Совет №10 – Ритм в фотографии.

Ритм – повторение похожих или одинаковых линий в кадре.

По дорожке из чередующихся объектов взгляд наблюдателя можно увести куда угодно, главное пользоваться этим правилом с умом.

Основы композиции в фотографии

Автор снимка — Brian Day

Основы композиции в фотографии. Совет №11 – Использование внутренних связей.

При создании снимка необходимо, чтобы между предметами в поле кадра была связь.

Предметы могут быть связаны по форме, цвету, смыслу, люди, расположенные в кадре могут быть связаны линией взгляда.

Основы композиции в фотографии

Автор снимка — Dean Bradshaw

Основы композиции в фотографии. Совет №12 – Горизонт должен быть горизонтальным.

Делайте поверхность воды и плывущих кораблей горизонтальной, иначе это будет резать глаз.

Основы композиции в фотографии

Автор снимка — Roger Sharp

Основы композиции в фотографии. Совет №13. Аккуратней с кадрированием.

Этот совет особенно актуален для портретов.

При фотографировании людей не стоит обрезать части тела как попало.

Фотографируйте либо всю фигуру, либо до бедра.

Руки правильнее обрезать до плеча, а не до кистей.

Основы композиции в фотографии. Совет №14 – Избегайте пустот.

Избегайте больших пустых пространств, таких как чистое небо, равнина, вода, постарайтесь чем-нибудь заполнить пустоту. Например, на передний план можно поместить ветку дерева, камень, фигуру человека или еще что-нибудь.

Основы композиции в фотографии

Увлекшись основами композиции при фотографировании стоит вспомнить и о техническом качестве изображения: цифровой шум, завал горизонта, смазанность изображения и другие технические проблемы нужно также учитывать. Если вы решили заработать на фотографии советую прочитать статью о фотобанках (микростоках).

Использованы фотографии с сайта 500px.com

Поставь обработку фотографий на автопилот при помощи тренинга «Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3»

Зарегистрируйся на онлайн тренинг и стань успешным «Трамплин к успеху«

Источники:
Основы композиции
Композиция – это очень важная часть создания фотографии. Чтобы получить хорошее фото необходимо формировать кадр и выстраивать сюжет,
http://www.fotoman.name/osnovy-kompozicii-nexitrye-zakonomernosti-kompozicii-v-fotografii/
Основы композиции в фотографии
Когда мы говорим о композиции кадра, мы подразумеваем размещение и взаимное положение объектов в кадре. Где должен находиться главный объект фотосъёмки
http://freefotohelp.ru/class5.html
Основы композиции в фотографии — 7 советов как сделать кадр неотразимым
Основы композиции в фотографии — 7 советов как сделать кадр неотразимым. Часть 2.
http://lepser.ru/teoriya-fotografii/osnovyi-kompozitsii-v-fotografii-7-sovetov-kak-sdelat-kadr-neotrazimyim-chast-2.html

COMMENTS