Как правильно фотографировать

Важность ракурса в фотографии

Д ля того, чтобы научиться делать интересные снимки, моментально захватывающие внимание зрителя, не лишним будет разобраться в понятии ракурс в фотографии и как его можно использовать при съемке.

Ра?курс — это точка зрения на объект в пространстве, а также, получаемая в процессе съемки проекция (изображение, которое фиксируется на холст, фотопленку или цифровую матрицу фотоаппарата) объекта в данной точке.

Однако, под ракурсом в современной фотографии, чаще всего, понимается точка съемки по отношению к положению фотографируемого объекта.

Хоть это определение не совсем верно, для удобства и понимания мы будем использовать именно такое понимание ракурса (точка и направление съемки).

Долгое время фотографы использовали те же композиционные принципы, которыми пользовались художники в живописи.

Положение фотоаппарата зависело не от творческой задумки фотографа, а от его роста или высоты штатива. Все фотографии были выполнены с одинаковых точек съемки и имели похожий ракурс. Эти принципы сохранялись вплоть до того момента, когда известный французский фотограф Надар сделал фотографию Парижа с высоты полета воздушного шара.

За свой поступок он был высмеян художником Домье, который даже создал по этому поводу карикатуру с подписью «Надар поднял фотографию на высоту подлинного искусства».

Однако, со временем стало ясно, что это саркастическое высказывание Домье оказалось действительным отражением истины. Надар впервые использовал ракурс, никогда не применявшийся в живописи. Это стало началом революции в фотографическом видении мира.

Это новшество было активно подхвачено художниками-авангардистами, которые искали новые подходы в отображении быстро меняющегося мира начала ХХ века.

Незначительное смещение, относительно объекта (легкий ракурс), изменит лишь некоторые элементы кадра, в то время как сильное смещение (явный ракурс) продиктует композиционное перестроение фотографии.

Иногда, для того, чтобы добиться более яркого снимка, вам придется значительно сместиться относительно привычной точки съемки.

Интересно может смотреться кадр с довольно низкого либо наоборот, высокого положения камеры.

Применять нижний или верхний ракурс нужно в зависимости от творческой задумки и идеи, которую вы желаете передать этим снимком.

К примеру, используя нижний ракурс в репортаже можно визуально усилить высоту прыжка спортсмена. Применение нижнего ракурса позволяет продемонстрировать величие и грандиозность снимаемого объекта, усилить значимость его размера и подчеркнуть выразительность.

При нижнем ракурсе предмет съемки как бы заваливается вперед или назад, что придает снимку динамичность. Эффект динамичности и движения можно значительно усилить, используя диагонально построенную композицию.

Съемка из верхнего ракурса изменяет реальные размеры объекта, как будто их придавливает к поверхности. При помощи верхнего ракурса можно отобразить значительное пространство и расположение в нем снимаемых объектов, а также подчеркнуть положение важного объекта в общем пространстве композиции.

При съемке в студии верхний ракурс позволяет сделать оригинальные кадры, однако в этом случае нужно помнить о возможности искажения привычных пропорций.

Также одним из важных показателей, которые характеризуют ракурс в фотографии, является направление съемки: диагональное, центральное, со смещением (боковое).

При использовании центрального ракурса строится фронтальная композиция (на рисунке В), в которой совпадают ось снимка и оптическая ось объектива камеры. В результате этого предмет съемки становится как бы плоским, снимок лишается глубины.

При постепенном смещении камеры от центральной оси вправо или влево, мы получим боковой ракурс, при котором объекты становятся более объемные (на рисунке Б, Г, Д).

Смещение происходит до тех пор, пока фотографируемый объект не станет находиться по диагонали от точки съемки. Такой ракурс называют диагональным (на рисунке А).

Подобную технику зачастую применяют в архитектурной съемке или при съемке городских ландшафтов.

Поэкспериментировать с ней желательно каждому начинающему фотографу.

Как сделать правильное фото

К ак сделать правильное фото? Многие начинающие фотографы задаются этим вопросом. Как бы это не банально звучало, но начинать учиться делать правильное фото следует с простых советов. Вот некоторые из них:

«Настоящий фотограф всегда должен иметь при себе соответствующую технику»,- скажет любой уважающий себя профессионал. Впрочем, увлеченный человек и сам поймет это быстро, пропустив несколько прекрасных кадров или пейзажей. В первую очередь, желательно всегда носить с собой хотя бы простой фотоаппарат.

Начинающим фотографам стоит снимать все, что кажется интересным. Во-первых, это просто полезно для практики, во-вторых, нередко получаются отличные кадры в самых обыкновенных местах. Не опасайтесь фотографировать людей и любые интересные моменты. Главное, чтобы сам фотограф получал от этого удовольствие. Не забывайте про правила построения композиции снимка и возможности создания необычного ракурса.

Следующий совет: расширяйте свой кругозор, ищите возможность сделать интересное фото везде, пробуйте интерьерную фотосъемку. Не бойтесь много фотографировать, современные цифровые технологии позволяют вмещать очень большое количество фотографий. Берите в объектив все, что кажется достойным внимания, из этого наверняка получатся хорошие фото.

Примеров можно приводить очень много: обычная дорога, автомобили или природный пейзаж, все может стать источником вдохновения. Пробуйте различные виды подачи одного и того же кадра, ищите интересные ракурсы и у вас все получится.

Следующий совет — не спешите удалять неудачные, на ваш взгляд, фото. Иногда, при повторном изучении снимков, удается найти интересную фотографию или

появляется желание переснять их в этом же месте, но по-другому.

Обязательно архивируйте все свои фотографии. Учиться делать правильное фото, наверняка, придется с множества нелепых экспериментов. Поэтому для удобства в работе с фотографиями создавайте архивы, разделяя их по тематикам, дате, событиям и т.д. А еще это поможет оценить свой собственный прогресс.

Начинайте с простой фототехники, чтобы сделать правильное фото, не стоит сразу покупать очень дорогой аппарат. Простая техника позволит сразу получать готовые фотографии, без отвлечения на процесс изучения сложных настроек. Определитесь с поставленной целью, для которой необходим фотоаппарат на данный момент, и только затем ищите нужную модель. Скорее всего, если обстоятельно подойти к решению вопроса, получится еще и сэкономить.

В практическом плане, чтобы получить правильное фото, экспериментируйте. Если вы нашли хорошую идею для снимка, подумайте, как сделать так, чтобы лучше отобразить ее на фотографии. Старайтесь постепенно разбираться в настройках фотоаппарата и запоминать понравившиеся. Со временем усложняйте себе задачи, читайте полезную теоретическую литературу и просто интересные статьи, в которых можно черпать вдохновение и новые идеи.

Публикация данной статьи без прямой (follow) ссылки на нее на других сайтах запрещена!

Как сделать хороший фотопортрет

Л ишь немногие вещи нам дороги больше, чем портреты любимых друзей и близких. Кроме того, мастерски сделанный фотопортрет — это не только снимок, но еще и образ, который должен наиболее точно передавать характерные черты человека!

Проблема в том, что портреты, выполненные профессионалами, как правило, дорогие и не всем по карману. А тот, кто пытается фотографировать людей сам, скоро понимает, что мало просто наводить аппарат на объект и нажимать на кнопку. А все потому, что, помимо объекта съемки, для хорошего фотопортрета важны также освещение, фон, обстановка, поза, выражение лица и цвет.

И все-таки, имея фотоаппарат и желание научиться некоторым основным методам фотографии, можно снимать довольно хорошие портреты. Но как? Попросим профессионального фотографа-портретиста с более чем десятилетним стажем работы ответить на некоторые вопросы.

* Прежде всего, как сделать, чтобы перед камерой человек улыбался?

Убедись, что тот, кого ты снимаешь, хочет фотографироваться! Допустим, ты хочешь сделать фотопортрет маленькой девочки. Если она устала или голодна, то сделать это будет нелегко. Кроме того, из-за усталости выражение лица и взгляд будут неестественными, и на портрет просто не захочется смотреть. Поэтому перед началом съемок попроси ее немного вздремнуть и перекусить.

Также полезно проявить к ней участие. Будь жизнерадостным и веселым. Завяжи беседу, чтобы девочка чувствовала себя непринужденно, но не доводи ее до приступов хохота. Из-за этого глаза сощуриваются и к лицу приливает кровь. Попробуй запечатлеть разные выражения лица. Чем больше снимков сделаешь, тем больше вероятность, что получится тот, который наиболее точно передает характер человека.

* Что можно сказать об одежде и прическе?

На групповом портрете желательно сочетание цветов. Например, фотографируя членов одной семьи, посоветуй им подобрать одежду так, чтобы цвета сочетались. Или пусть одежда у всех будет одного и того же цвета. Но помни, что полным людям лучше всего подходит одежда темных цветов, а худым — светлых.

Cледует учитывать даже незначительные детали: свисает ли одежда прямо, чтобы она смотрелась как можно менее мятой? Прямо ли висит галстук? Причесаны ли волосы? Если ты не заметишь растрепанных волос, это сделает фотоаппарат! Фотографируя женщину, посмотри, правильно ли наложен макияж.

* Как быть с теми, кто носит очки?

Проблема возникает из-за бликов. Прежде всего, посмотри в видоискатель, есть ли нежелательные блики. Если да, пусть тот, кого ты снимаешь, медленно поворачивает голову до тех пор, пока отражение не сместится с центра глаза или не исчезнет. Иногда помогает, если человек слегка поднимает или опускает голову; но будь осторожен, чтобы у него не получился двойной подбородок!

Еще как! Нагромождение линий электропередач, дорог или автомобилей на заднем плане лишь испортит фотографию. Поэтому выбирай фон, который бы подчеркивал достоинства того, кого ты снимаешь, или приковывал к нему внимание; это может быть дерево, цветущий куст, деревянный забор или стена старого сарая.

* Как фотографировать в закрытом помещении? Можно попробовать сфотографировать человека, сидящего на стуле или в кресле, на фоне светлой стены или комнатного растения. Особенно интересно запечатлеть человека, увлеченного работой или любимым занятием, за его рабочим или письменным столом или на фоне тканей для шитья.

* А что если интересный фон не найти?

Попробуй сделать так, чтобы фон был расплывчатым. Лучше всего это удается, когда портрет снимают на улице, где объект съемки можно расположить в отдалении от фона. Это делают, меняя отверстие диафрагмы.

Если установить меньшую диафрагму, например 5,6, то объект съемки получится четким, а фон — расплывчатым.

* Что можно посоветовать относительно композиции?

Во-первых, лучше установить фотоаппарат на штативе; это поможет лучше сосредоточиться на композиции. Портреты обычно делают в полный рост, либо в три четверти (от пояса и выше), или крупным планом (голова, плечи, или только голова).

Все объективы от 105 до 150 миллиметров идеально подходят для съемки фотопортретов. Если объектив твоего фотоаппарата невозможно регулировать или менять, попробуй приближаться к объекту или отходить от него, пока не получишь желаемого изображения.

Кстати, когда «обрамляешь» снимок, разумно оставлять немного места над головой, по бокам и снизу, под ногами. Тогда, даже на увеличенной фотографии поместятся и голова, и ноги, и туловище. Ведь чем больше увеличиваешь изображение, тем, в зависимости от размера рамки, меньше для него может остаться места.

Есть один полезный принцип, называемый правилом третей. Он заключается в том, что расстояние от лица или глаз человека до верхнего, нижнего или бокового краев снимка должно составлять одну треть всей фотографии. Впрочем, если расположить глаза в центре снимка — это порой самый лучший вариант.

* Что можно сказать о позе фотографируемого?

Перед фотокамерой человек может непринужденно сидеть, стоять прямо, в полоборота или полулежать, чуть повернувшись в сторону. Если кажется, что у человека слишком круглое лицо, пусть он слегка повернет голову или тело, чтобы свет падал только на половину лица. Ближе всего к объективу должна быть затемненная часть лица. Так оно будет казаться уже. И наоборот, если хочешь, чтобы лицо выглядело круглее, пусть человек повернет голову или тело так, чтобы освещено было все лицо.

Особое внимание обрати на руки. Они должны быть не напряжены и располагаться так, как это естественно для человека, например, чуть подпирая подбородок или щеку. На снимках слишком часто заметна такая ошибка: у стоящего человека руки опущены вдоль туловища и кисти выпрямлены; этого следует избегать. Будет лучше, если тот, кого ты фотографируешь, возьмет что-нибудь в руки или держит их в обычном для него положении. И помните, руки, как и ноги, нельзя обрубать!

* Есть ли советы, как фотографировать супружеские пары? Пусть супруги слегка наклонят головы друг к другу. Как правило, лучше всего, чтобы муж и жена стояли на разной высоте. Можно попытаться сделать так, чтобы глаза одного были на уровне носа другого.

* Поговорим об освещении. Какое время дня лучше всего подходит, чтобы фотографировать на улице?

Ближе к вечеру. Обычно в это время бывает затишье, а у света более теплые тона. Попробуй поставить своего друга так, чтобы солнце освещало только часть лица, а с той стороны лица, которая в тени, оставь лишь пучок света. Тогда глаза не будут сощурены. Если хочешь сделать снимок в профиль, поверни фотоаппарат к затемненной части лица. Кстати, убедись, что в объектив не попадает солнечный свет.

* Что делать, если свет слишком яркий?

Попробуй сделать так, чтобы солнце было сзади твоего друга.

* Но тогда его лицо окажется в тени?

Да, но затемненные участки можно осветить с помощью вспышки. В некоторых аппаратах вспышка включается автоматически. Еще одна возможность — позвать на помощь кого-нибудь из друзей. Тогда он или она смогут держать отражатель или большой кусок белого картона, направляя рассеянный солнечный свет на лицо фотографируемого.

* А как быть с освещением в помещении?

Можно использовать естественный свет, если тот, кого ты фотографируешь, встанет у окна. Легкие занавески могут создавать рассеянный свет. При необходимости можно воспользоваться моментальной вспышкой или отражающим картоном, чтобы осветить участки лица, которые кажутся слишком темными.

В таких случаях без фотовспышки не обойтись. Попробуй выбрать такое место, чтобы сбоку находилась белая стена. Наклони вспышку так, чтобы ее свет отражался от боковой стены. Когда свет направлен сбоку, есть больше возможностей следить за тем, насколько освещено лицо.

Надо признать, что прежде чем что-то получится, приходится действовать методом проб и ошибок. Но основные правила для съемки портрета просты. Тщательно рассчитывая и учитывая все до мелочей, можно даже с помощью самого простого фотоаппарата сделать хороший портрет, которым ты и твои любимые близкие будете дорожить многие годы!

Copyright (c) Уроки фотосъемки. Публикация статьи разрешена на сторонних сайтах, только при установки на нее активной (follow) ссылки!

Источники:
Важность ракурса в фотографии
Для того чтобы научиться делать интересные снимки, следует разобраться в том, что же такое ракурс в фотографии и как делать хорошие и красивые ракурсы.
http://www.fotoman.name/vazhnost-rakursa-v-fotografii/
Как сделать правильное фото
Начинающим фотографам никогда нельзя терять уверенности в том, что они делают правильное фото, снимать все, что кажется интересным!
http://www.fotoman.name/kak-sdelat-pravilnoe-foto-sovety-novichkam/
Как сделать хороший фотопортрет
Мастерски сделанный фотопортрет — это не только снимок, но еще и образ, который должен наиболее точно передавать характерные черты человека!
http://www.fotoman.name/kak-sdelat-xoroshij-fotoportret/

COMMENTS