Как пользоваться зеркалкой

Студийная фотография

Данная статья предназначена для тех, кто только вчера приобрел свою первую в жизни цифровую зеркальную фотокамеру и сразу же растерялся. Действительно, разница между «мыльницей» и «зеркалкой» разительна, стоит ли заглянуть в меню. Множество незнакомых функций, огромное количество значков и циферок на ЖК-экране, целый набор режимов съемки, каждый из которых требует более или менее тонкой настройки — все это поначалу действительно пугает.

В принципе, можно на несколько дней засесть за чтение толстой инструкции и постепенно познать все возможности Вашего аппарата. Скажу сразу, что, по моему мнению, это не самый лучший выход. Дело в том, что на чтение инструкции действительно уходит очень много времени. Плюс к этому, там объясняются ВСЕ функции, даже те, которыми Вы, возможно, никогда не воспользуетесь.

Как пользоваться зеркалкой. Главный совет, который можно дать всем начинающим фотографам — больше практики, меньше теории. Вы должны чувствовать Вашу камеру, привыкнуть к ней, тогда различные значения выдержки и диафрагмы вскоре перестанут быть для Вас просто непонятными цифрами. Что касается режимов фотосъемки, начните с наиболее легких (автоматических и полуавтоматических) режимов, и только потом переходите на полностью ручную настройку.

Итак, для того, чтобы уже в первый день у Вас получались качественные четкие снимки как на улице, так и в помещении, Вам нужно освоить лишь несколько ключевых понятий:

  1. Выдержка (см. фото: на экране камеры отмечена красным кругом)
  2. Диафрагма (см. фото: на экране камеры отмечена зеленым кругом)
  3. ISO (см. фото: на экране камеры отмечена желтым прямоугольником
  4. Баланс белого
  5. Три основных режима фотосъемки: P, A (Av), S (Tv) (см. фото: на экране отмечен синим прямоугольником)

Итак, если условия освещения оставляют желать лучшего, то открывайте диафрагму максимально, насколько это возможно. Кстати именно открытая диафрагма (f3.5, f2.8 и более) дает тот самый «размытый фон» на портретных снимках (см. Глубина резкости). Но если Вы снимаете группу людей, находящихся на разном расстоянии от вас, то здесь этот самый размытый фон будет неуместен, так как наша задача — получить четкое изображение как переднего, так и заднего планов. Поэтому в данном случае следует выставлять диафрагму на значении f8.0 и менее.

Режимы фотосъемки. Режим выбирается с помощью специального колесика, установленного на верхней панели камеры (как правило, колесико выбора режима на всех аппаратах мало отличается друг от друга).

Режим P (Программный автоматический режим). Это немного лучше, чем полностью автоматический режим, так как здесь Вы сможете самостоятельно управлять комбинацией выдержки и диафрагмы. Выражаясь простым языком, Вы регулируете ползунок экспозиции вправо-влево, что буквально соответствует командам «хочу светлее(+)»-«хочу темнее».

Режим A (Av) (Приоритет диафрагмы). Очень полезный полуавтоматический режим. Идея проста: выбираем только значение диафрагмы, а значение выдержки выставляется автоматически. Очень удобно пользоваться таким режимом, когда большое значение играет именно диафрагма. Например, если Вы задумали снимать ночной город и хотите получить вместо светящихся уличных фонарей красивые «звездочки» (см. фото), то экспериментировать Вы будете именно с диафрагмой (выставляйте значение диафрагмы на f22 и менее и обязательно используйте штатив).

Режим S (Tv) (Приоритет выдержки). Это тоже полуавтоматический режим, в котором Вам предлагается самостоятельно выбрать лишь значение выдержки (значение диафрагмы выставляется автоматически). Скорее всего, этим режимом Вы будете пользоваться чаще всего. Научиться правильно выставлять значение выдержи можно лишь с опытом. Поэтому как можно больше снимайте в различных условиях освещения. Хорошей подсказкой здесь станет ползунок экспозиции, который при правильно выбранной выдержке будет находиться на отметке 0 (ноль). Если ползунок будет уходить влево, то снимок получится темным, вправо — могут появиться «пересветы».

Учимся работать с «зеркалкой»

Продолжая разговор о том, как научиться фотографировать зеркалкой, давайте вспомним, какой снимок мы будем считать «качественным». Наш снимок должен быть правильно скадрирован, то есть — иметь организованные границы и масштаб; сюжетно важная часть его должна быть передана с достаточной резкостью при выбранной глубине резко изображаемого пространства (ГРИП).

В предыдущей части статьи мы уже рассмотрели особенности и способы кадрирования как первого шага к получению фотоснимка. Следующий важный шаг — это фокусировка объектива вашей «зеркалки» на объекте, который вы хотите передать резким. Качество работы системы автоматической фокусировки является важнейшей характеристикой зеркальной камеры, и часто — определяющим фактором при выборе марки или модели DSLR камеры. Остановимся на этом подробно, потому что даже небольшие ошибки фокусировки сведут на нет все дальнейшие усилия, и просто-напросто испортят ваши кадры.

Современные зеркальные камеры имеют два основных способа фокусировки: автоматический и ручной. В обоих вариантах конечным действием является механическое перемещение оптического блока объектива: в первом случае осевое перемещение оптического блока обеспечивает микродвигатель, управляемый системой AF, а во втором — поворот фокусировочного кольца на объективе вручную. Автоматическая фокусировка (AF) используется в большинстве случаев и может работать в нескольких режимах. Несмотря на наглядность фокусировки, реализация AF является достаточно сложной технической задачей, для работы которой используют специальные датчики. В простых моделях обычно имеется один крестообразный (наиболее точный) и 8 — 14 вертикальных датчиков AF. Датчики AF могут работать как по отдельности, так и совместно, что определяется настройками камеры.

Настройки камеры позволяют пользователю выбрать для фокусировки любой из датчиков, или предоставить это автоматике камеры. В последнем случае камера сфокусируется на самый близкий или самый контрастный объект, что не всегда соответствует замыслу снимка. Выбор точки фокусировки в младших моделях Nikon осуществляется селектором на задней панели, в камерах Canon для выбора нужно сначала нажать кнопку под значком, а в камере Sony — кнопку Fn, и выбрать режим «Местная АФ». Подробности о выборе точки или зоны фокусировки вы найдете в руководстве к вашей камере.

AF-S (auto focus single) — режим AF, в котором при «поджатии» кнопки спуска, камера наводится на резкость, и прекращает фокусироваться. В камерах Canon — это режим «One-Shot AF». При каждом неполном нажатии камера снова фокусируется. Этот режим используют, когда объект неподвижен.

AF-C (auto focus continuous) в камерах Canon — это режим «AI SERVO» — следящий (продолжительный) режим AF. При поджатии кнопки спуска камера непрерывно пытается сфокусироваться на объекте. При удержании кнопки система AF постоянно отслеживает фокусировку. Этот режим используют, когда объект (объекты) съемки перемещаются, или меняется кадрирование.

AF-A (auto focus automatic) — автоматический выбор режима фокусировки. В этом режиме камера может выбрать работу в режиме AF-S либо в режиме AF-C. В камерах Canon — это режим «AI Focus AF». Хороший режим для начинающих пользователей.

M (MF — manual focusing) — ручной режим фокусировки. Выбирается с помощью переключателя на корпусе камеры рядом с креплением объектива, либо на самом объективе, или же в меню настроек камеры. В этом режиме наводка на резкость производится вращением от руки фокусировочного кольца на объективе с контролем подтверждения фокусировки в видоискателе и по звуковому сигналу камеры. Этот режим Вашей зеркальной камеры окажется очень полезным ночью, в случаях, когда система AF не может выполнить фокусировку из-за низкого уровня освещения, наличия источников света в кадре, или малоконтрастного сюжета.

С фокусировкой тесно связана глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), которая является выразительным инструментом как фотолюбителя, так и мастера фотографии при съемке самых разнообразных сюжетов. Все, наверное, видели портреты с красиво размытым задним планом и снимки ландшафта с великолепной резкостью по всей глубине кадра. Об этом будет подробнее рассказано в разделе о выборе параметров экспозиции. А сейчас просто запомним одну важное правило ГРИП, которое всегда следует учитывать при использовании как автоматической, так и ручной фокусировки. Правило гласит: глубина резко изображаемого пространства перед находящимся в фокусе объектом будет составлять 1/3, а за объектом 2/3 всей протяженности ГРИП.

Глубиной резкости непосредственно оперируют такие сюжетные режимы, как «Портрет» и «Пейзаж», в которых автоматика камеры устанавливает диафрагму, исходя из маленькой глубины резкости при съемке портрета, и большой глубины резкости при съемке пейзажа.

Блокировка AF может быть также выполнена при нажатии/удержании кнопки AF-L (AE-L, при назначенной функции), при этом кнопку спуска можно отпустить, а также и нажимать несколько раз, чтобы сделать серию кадров при установленной фокусировке. Различные модели камер имеют свои особенности блокировки AF, в т.ч. и при съемке фото из видеорежима. Несмотря на первоначальную сложность использования этой функции, особенно при переходе с компактной камеры на зеркальную, при небольшой тренировке это действие выполняется машинально. Применение блокировки AF позволяет использовать все возможности объектива и матрицы камеры для получения исключительной детализации снимков.

В темноте не все кошки серы или Зачем нужен баланс белого

Камера «видит» цвета не такими, как человеческий глаз, который (вместе с мозгом) способен исключительно гибко адаптироваться к различному освещению. Это иногда является причиной разочарования при просмотре отснятых кадров на мониторе, и особенно — при печати на фотобумаге. Куда-то пропадают переливы оттенков цвета, так радовавшие во время съемки, цвета становятся «холодными», или наоборот, красноватыми с приглушенным зеленым. При неправильном балансе белого не поможет и коррекция в фоторедакторе, особенно, если снимки сохранялись в формате JPG.

Для правильного отображения цветов на снимке камера должна передать белый цвет именно белым, если конечно, это не противоречит идее снимка. Все цифровые зеркальные камеры имеют предустановленные режимы баланса белого (WB) для типичных условий съемки, таких, как солнечный день, свет от ламп накаливания или люминесцентных ламп, и др. Чаще всего используется автоматический режим WB, который в современных моделях справляется с большинством сюжетов, а для точной настройки используют ручную коррекцию WB. Выбор настройки WB обычно производится мультиселектором на задней панели камеры.

Для начала будет очень полезно снимать в RAW формате, который позволит при дальнейшей обработке в RAW-конвертере в достаточно широких пределах исправлять как баланс белого, так и экспозицию и другие ошибки, неизбежные для периода знакомства с зеркальной камерой.

О настройках экспозиционных параметров и выборе режимов съемки и замера экспозиции, а также и о ГРИП будет рассказано в продолжении этой статьи.

Источники:
Студийная фотография
Как пользоваться зеркалкой. Первая зеркалка. Что такое выдержка. Что такое диафрагма. Режимы фотосъемки.
http://www.fotopositiv.ru/first_mirror_1.html
Учимся работать с «зеркалкой»
Продолжая разговор о работе с вашей первой зеркальной камерой, давайте вспомним, какой снимок мы будем считать «качественным». Наш снимок должен быть правильно скадрирован, то есть — иметь организованные границы и масштаб; сюжетно важная часть его должна быть передана с достаточной резкостью при выбранной глубине резко изображаемого пространства (ГРИП). Кроме этого, на снимке должны быть правильно переданы цвета и сохранены детали в светлых и темных участках изображения.
http://rosphoto.com/photo-lessons/uchimsya_rabotat_s_zerkalkoy-1077

COMMENTS