Как фотографировать картины

Как правильно фотографировать картины

4 (16) декабря 1866 года в Москве родился один из наиболее выдающихся российских живописцев, основоположник абстракционизма Василий Кандинской. В преддверие этого памятного события стоит вспомнить о том, что фотография и живопись на самом деле имеют много общего. Несмотря на то, что фотография обладает своей спецификой, в том числе особой технической составляющей, она все же остается ничем иным, как просто изображением на плоскости, подобно произведениям графики или живописи. Недаром иногда о фотографии говорят, что она выглядит «как картина».

Фотографическая композиция имеет ту же природу и психофизиологию восприятия, что и композиция в живописи. Поэтому многие фотографы параллельно увлекаются живописью или графикой, и изобразительное искусство доставляет им не меньшее удовольствие, чем съемочный процесс. В этой статье мы поговорим о том, как правильно трансформировать свои живописные полотна в цифровой снимок.

Для того, чтобы фотоизображение получилось максимально резким и детализированным, необходимо использовать при съемке штатив. Необязательно выбирать дорогостоящий штатив, главное, чтобы он был устойчивым. В идеале, конечно, лучше иметь сразу три штатива – один для цифрового фотоаппарата, другие – для крепления элементов освещения. При использовании штатива следует отключить систему оптической или цифровой стабилизации изображения, присутствующую во многих цифровых камерах.

В противном случае это может привести к получение нерезких кадров. Если же Вам приходиться обходиться без штатива, то избежать «размытости» на фотографиях как раз поможет система стабилизации. Но в этой ситуации также рекомендуется облокотиться на какую-нибудь устойчивую поверхность, чтобы более надежно зафиксировать камеру в руках.

Фотоаппарат должен располагаться таким образом, чтобы плоскость матрицы была параллельна плоскости картины, при этом объектив должен размещаться прямо напротив центра картины. По высоте камера должна находиться точно по центру высоты живописного полотна. Это позволит избежать геометрических искажений в кадре и обеспечит отсутствие необходимости в дополнительной последующей обработке цифрового файла. В зависимости от размера картины и особенностей используемой оптики расстояние от фотоаппарата до полотна должно составлять от двух до пяти метров.

Такая дистанция предоставит Вам возможность получить фотографию без округлых искажений по бокам. Кроме того, можно будет воспользоваться цифровым или оптическим зумом. Главное не использовать крайние положения зума (максимальное приближение/удаление), поскольку в этом случае на фотографии могут появиться неприятные искажения от неравномерности характеристик объектива.

Что касается картины, то ее потребуется закрепить в вертикальной плоскости. Для этого можно приспособить мольберт или воспользоваться другими подручными средствами. Если живописное полотно находится в раме, то крайне желательно ее снять. Однако если Вам все же приходиться снимать картину в раме, следите за тем, чтобы сама рама в кадр не попадала, поскольку она может отбрасывать на холст тени и рефлексы. При съемке картины нужно стараться сделать так, чтобы изображение живописного полотна занимало все пространство фотографии. Не рекомендуется оставлять слишком большое свободное пространство вокруг картины.

При съемке картин очень важный фактор – это правильное освещение. Оно должно быть максимально однородным по цветовой температуре. Это значит, что совмещать естественное освещение с искусственным нежелательно. В принципе, лучшим способом фотографирования живописных полотен (с минимальными затратами) будет съемка на улице при дневном освещении. Особенно хороша для этого облачная, пасмурная погода, когда небо затянуто равномерной серой дымкой и создается прекрасное рассеянное освещение сцены. Рассеянный свет не дает сильных бликов на мазках краски, что очень актуально, например, при фотографировании картин, покрытых глянцевым лаком. В домашних условиях можно расположить картину рядом с окном, откуда падает мягкий, рассеянный свет, или снимать на балконе.

При съемке в закрытой студии или помещении собственной квартиры Вам потребуется использовать искусственное освещение. Здесь правило только одно – освещение живописного полотна должно быть достаточным и равномерным, источники света должны располагаться таким образом, чтобы свет падал на картину сбоку и немного спереди. Расстояние от источников искусственного освещения до картины должно быть примерно в три – четыре раза больше размеров самого полотна.

Равномерность освещения картины можно проверить, используя простой коробок спичек: если Вы установили только два источника света, то расположенный посреди картины коробок будет отбрасывать две равномерные по плотности и по длине тени. Оптимально размещать светильники под углом сорок пять градусов по отношению к плоскости холста, хотя тут можно экспериментировать, добиваясь отсутствия бликов и более равномерного освещения картины. Помните, что угол падения световых лучей равен углу отражения, а значит, источники света нужно располагать таким образом, чтобы прямой отраженный свет от картины не попадал в объектив фотоаппарата. Также при использовании искусственных источников света следует плотно задрапировать окна в помещении.

Во многих случаях оптимально использовать люминесцентные светильники со спектром холодного дневного света, которые в отличие от галогенных ламп способны обеспечивать освещение, близкое к дневному свету. Такие лампы дают рассеянный и равномерный свет. Правда, у них есть и свои недостатки, о которых не стоит забывать. В частности, люминесцентные лампы отличаются тем, что дают едва заметное глазом мерцание, вызванное колебаниями по мощности, поэтому очень важно подобрать правильно параметры экспозиции. Распространенная ошибка новичков при съемке живописных полотен – это использование встроенной вспышки. Применение вспышки крайне не рекомендуется в данной ситуации, так как она дает сильные блики.

Каждая картина имеет свои особенности, что определяет и оптимальные параметры освещения, и правильные настройки цифрового фотоаппарата. Наиболее сложные ситуации при фотографировании живописных полотен возникают, когда картины написаны пастозно, то есть объемным мазком, или покрыты глянцевым лаком. На глянцевой поверхности блики, в принципе, не допустимы, но для подчеркивания объемного мазка на картине могут присутствовать и блики, и тени.

При фотографировании картины с глянцевой поверхностью, выполненной в темных тонах, на ней могут отразиться все светлые окружающие предметы, включая светлую одежду самого фотографа. Чтобы избежать этого, лучше повесить перед картиной черную бархатную драпировку, а съемку вести через небольшое отверстие в ней. Во многих ситуациях свет Вам придется выставлять индивидуально, подбирая «ключик» к каждой картине.

Для качественной съемки картин с хорошей детализацией и цветопередачей оптимально, конечно, подойдет зеркальная цифровая камера. Перед съемкой проверьте баланс белого, ведь от правильной настройки этого параметра целиком и полностью зависит точность передачи цветов на фотографии. В цифровых фотоаппаратах обычно предлагается несколько режимов баланса белого, в том числе «дневной свет», «лампа накаливания», «флуоресцентный» и другие. Вам нужно выставить тот режим, который будет в полной мере соответствовать освещению вокруг Вас. Впрочем, встроенные режимы не всегда корректно справляются с правильным отображением цветов, поэтому желательно настроить баланс белого вручную, используя для этого обычный белый лист бумаги.

Если Вы не пользуетесь экспонометром, то можно задействовать программный автоматический режим «Р», в котором активируется автоматическое определение экспозиции с расширенными настройками, в том числе балансом белого и светочувствительностью. При съемке со штатива лучше установить значение светочувствительности ISO на минимально возможное для данной фотокамеры (80 или 100 единиц ISO). Это позволит избежать шумов на фотоизображении. При фотографировании с рук, чтобы обеспечить большую четкость снимка, чувствительность матрицы можно немного поднять – до 200 – 400 единиц ISO.

Во время съемки стоит использовать задержку срабатывания затвора (например, в две секунды), что даст Вам возможность избежать «смазывания» кадра при нажатии на кнопку спуска затвора. При наличии пульта дистанционного управления, поддерживаемого камерой, можно воспользоваться им. Главное – не касаться руками фотоаппарата и не шатать конструкцию в момент экспонирования снимка. Желательно фотографировать в формате RAW, чтобы иметь наилучшие возможности для дальнейшей обработки отснятого материала.

После съемки Вам, вероятно, придется несколько подкорректировать получившиеся фотографии, чтобы, например, изменить уровень баланса белого, обрезать лишнее или скорректировать контрастность снимка. Пользуясь вышеперечисленными рекомендациями, Вы сможете получить фотоизображения Ваших картин в приемлемом, достойном качестве даже с помощью недорого компактного фотоаппарата.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

Как фотографировать картины?

Любой художник должен иметь галерею своих лучших работ в интернете, а также портфолио – фотокнигу с картинами. Практически все родители желают, чтобы рисунки их деток не пылились в ящиках стола или на полках, среди множества других бумаг, а, например, были размещены в сети.

Перед тем как это сделать, рисунки нужно отснять. Возникает вопрос, как фотографировать картины, чтобы получить красивый результат?

Сегодня я расскажу, как это сделать. Также в текущей статье мы затронем тему, как легко и быстро подготовить подобные снимки к печати или размещению в интернете.

Картину нужно фотографировать после того, как она полностью высохнет. В идеале сессию следует проводить на улице, в ясный день (подробнее об уличной фотографии я писал в этой статье). Природный солнечный свет лучше подходит, чем искусственная подсветка от разнообразных ламп.

Подыщите подходящее место, чтобы картина была в вертикальном положении. Камеру установите на штатив либо любую другую прочную, ровную и неподвижную поверхность. Это позволит вам зафиксировать аппаратуру так, чтобы в процессе съемки не было никаких колебаний.

На снимке не должны быть искажены пропорции объекта. Перед тем как фотографировать картину, подберите правильный угол. Снимать рисунки нужно под прямым углом. Если картина находится под определенным углом к камере, поверните аппарат на такой же угол. Снимать лучше днем. При этом на изображение не должны падать какие-либо тени. Если природное естественное освещение оказалось чересчур ярким, фотографируйте в месте, где свет более рассеянный, например, когда небо затянуто тучами.

Снимать картины в помещении несколько сложнее. Необходимо обеспечить равномерное освещение рисунка. При фотосъемке в комнате постарайтесь применять естественное освещение. Снимайте неподалеку от окна, через которое в комнату попадает достаточно естественного света. Искусственное освещение от ламп и светильников должно падать на картину со всех сторон под углом 45°. Только тогда подсветка будет равномерной.

Перед тем как фотографировать картины, помещенные в рамку под стекло, следует проверить, не появляются ли блики на изображении. В подобных случаях желательно отказаться от использования электрического света. Если пришлось снимать со вспышкой, ее не следует направлять непосредственно на картину, иначе на фотографиях появятся лишние отражения.

Фон лучше подобрать светлый. Автоматическую фокусировку нужно установить по центральной точке. Добиться хорошей резкости изображения можно, установив значительные (f9 и больше) параметры диафрагмы, более продолжительную выдержку, минимальную светочувствительность.

Правильное расстояние от фотоаппарата до картины так же важно, как и настройки самой камеры. Многие начинающие фотографы сталкиваются с проблемой, когда рисунок на снимке выглядит выпуклым, неестественным. Причиной этому служат особенности объектива при съемке с небольшой дистанции. Иначе говоря – это фотодефекты. Данную проблему легко решить. Перед тем как фотографировать картины, захватите зум-объектив. Чуть ниже вы поймете зачем.

Всегда делайте несколько кадров, чтобы потом выбрать самый лучший из них. Если вы все сделали правильно, картина на снимках будет выглядеть замечательно. Но нужно также смотреть и на контраст. Его можно скорректировать автоматически либо вручную. При необходимости подправьте экспозицию, чтобы на снимках правильно отображались цвета, а темные и светлые участки выглядели наилучшим образом.

Следующий шаг – обрезка кадра. Удалите все лишнее что попало в кадр, но сделайте это так, чтобы все важные детали изображения остались на снимке. Саму картину тоже можно немного обрезать по краям — совсем малость. Это позволит вам убрать небольшие перспективные искажения, если такие получились. В программе Lightroom есть специальный раздел для удаления оптических искажений.

Готовый снимок сохраните в одном из популярных графических форматов, чтобы в дальнейшем опубликовать его в сети.

Не пользуйтесь встроенной фотовспышкой (о ней, кстати, я писал тут). Картины следует снимать нормальными фотоаппаратами, а не камерами сотовых телефонов. Опять же, обязательно пользуйтесь штативом. Стоимость его не важна. Главное, чтобы штатив был достаточно устойчивым. Это позволит достичь хорошей резкости кадров и сделать нормальные фотографии даже при неидеальном освещении. Не стоит поддерживать камеру руками, иначе изображение получится смазанным, нечетким. Даже еле заметные колебания этому поспособствуют.

Пользуйтесь автоспуском. Достаточно будет стандартных двух секунд. Благодаря этому вы избежите смазывания. Картину лучше фотографировать без рамы. Последняя может образовать тени на самом холсте.

Самый простой способ провести фотосессию без особых проблем – сделать это днем на улице. В идеале погода должна быть пасмурной, когда небо равномерно затянуто серой дымкой. В таких условиях природное освещение оказывается рассеянным и не оставляет выраженных бликов на мазках. Особенно это актуально для пастозной живописи и изображений, покрытых глянцевым лаком.

Перед тем как фотографировать картины, отключите показ времени и даты у фотоаппарата. Мелкая досадная ошибка, а встречается довольно часто. Не оставляйте чересчур большое пустое пространство вокруг рисунка — это бессмысленно.

Располагайте камеру так, чтобы плоскость задней стенки фотоаппарата или матрицы была параллельна поверхности картины. Объектив должен находиться напротив центра рисунка. Как мы уже уяснили, это позволит избежать оптических искажений и предотвратит необходимость дополнительной обработки файлов.

Не используйте граничные положения Zoom (удаление/приближение). То бишь не выкручивайте его до самого конца или начала. Дистанция от фотоаппарата на штативе до, собственно, рисунка должна составлять от 2 до 5 метров. Это самое расстояние зависит от применяемого объектива и размера самой картины.

Как фотографировать картины правильно с темной и глянцевой поверхностью? Уберите все окружающие предметы светлых тонов. Такие «соседи» могут отразиться на поверхности холста. Опасность представляет и серебристый штатив, и светлая рубашка фотографа. В результате на изображении будут светлые пятна. Для предотвращения этого перед картиной можно повесить бархатную черную драпировку. Съемку выполняют через отверстие в драпировке либо из-за нее.

Если вы фотографируете с применением осветительных ламп, обязательно настройте ББ — баланс белого (так называемый white balance). Как мы знаем, цветовая температура ламп отличается. В автоматическом режиме функция баланса белого не всегда корректно передает цвета на изображении. Снимая в замечательном формате RAW, white balance всегда можно подкорректировать в фотошопе, но не лучше ли делать все сразу?

При использовании штучных источников освещения дистанция от них до картины должна в 3-4 раза превышать размеры самого рисунка. Расскажу вам одну хитрость — при необходимости можно проверить равномерность подсветки посредством спичечного коробка. Если вы используете 2 источника света, посредине между ними и картиной установите коробок. Он должен отбрасывать одинаковые по плотности и равномерные по длине тени.

Перед тем как фотографировать картину, расположите светильники под 45-градусным углом к ее поверхности с разных сторон. Можно и поэкспериментировать с данным параметром, чтобы добиться лучшей освещенности и отсутствия бликов.

Помните, что углы падения и отражения лучей всегда одинаковые. Поэтому устанавливайте лампы так, чтобы в объектив не попадал прямой отраженный свет, иначе на фотографии появится сильный блик.

При необходимости применяйте поляризационные фильтры для борьбы с бликами. Так называются насадки на объектив, изготовленные из специально поляризованного стекла. Они просты в использовании и стоят не очень дорого.

Подсветка должна быть однородной по так называемой цветовой температуре. Не допускается комбинация искусственного и дневного освещения. При съемке с применением светильников желательно полностью задрапировать все окна в помещении.

Настраивая функции съемки перед тем, как фотографировать картины, установите минимально возможную светочувствительность или ISO. Для большинства камер это 100 или 90. Так вы получите отсутствие или, во всяком случае, минимум шумов на отснятом материале. Еще раз напоминаю, что прямые солнечные лучи попадать на рисунок не должны.

Чтобы выполнить профессиональную качественную обработку, желательно сохранять отснятый материал в RAW-формате. Речь идет о необработанных (сырых) снимках, полученных от матрицы. При выборе фотоаппарата настоятельно рекомендую обращать внимание, поддерживает ли он сохранение сделанных кадров в указанном формате.

С оцифровкой небольших картин, выполненных посредством акварели либо графики, дело обстоит куда проще. Их можно просто сканировать. Многие бытовые сканеры позволяют добиться довольно приличного качества снимков, вполне подходящего для применения в полиграфических целях. Если необходимо сканировать картину, размеры которой превышают формат самого сканера, можно выполнить сканирование отдельных участков, а затем в специальной программе (к примеру, Panorama Maker) склеить части в единое изображение. Нужно, чтобы при фрагментарном сканировании элементы перекрывались в местах соединения.

Если в вашем аппарате есть система цифровой/оптической стабилизации кадра (обозначается «IS» на Canon или аббревиатурой «VR» на Nikon), перед тем, как фотографировать картины со штатива ее желательно отключить. Иначе резкость кадров будет недостаточной.

Вы можете спросить: «Вроде стабилизация наоборот нужна, чтобы снимки получались резкими, так почему же при съемке со штатива ее нужно отключать?» Раскрою вам еще один мини-секрет. Это происходит потому, что при включенной стабилизации изображения фотоаппарат ищет «дрожание» на фото, чтобы его исправить. Техника же не понимает, что стоит на штативе и никаких вибраций нет. И по сути получается, что фотокамера дрожание это и создает. Такой вот парадокс!

Как фотографировать картины в домашних условиях

Художникам: Как лучше сфотографировать картину

Как лучше сфотографировать картину?

Нам часто задают вопрос: Как лучше самим сфотографировать картину в домашних условиях?

  • для фото 10х15 см (при стандартной печати 300dpi) — 2.1 мегапикселя
  • для фото 20х15 см — 4.2 мегапикселя
  • 20Х30 см — 8.4 мегапикселя
  • 40х30 см — 16.8 мегапикселя и т.д.

Цифра 300 dpi — взялась вот откуда: дело в том, что человеческий глаз перестает замечать, что фото состоит из точек, когда количество точек превышает 300 в 2.54 см.(дюйм), проще говоря, если количество точек, стоящих по одной линии в 1 см. фотографии, превышает 118, то глаз не видит их, а видит красивое "аналоговое" фото.

Для владельцев цифровых фотоаппаратов:

Для тех, кто не знает – «баланс белого», это когда перед объективом фотоаппарата ставится чистый белый лист бумаги и включается режим баланса (WB). После этого, фотоаппарат сам будет корректировать цвета в соответствии с этим белым листом. Это нужно для того, чтобы цвета на снимке передались максимально правильно.

Для владельцев пленочных фотоаппаратов:

И лучше использовать цветную позитивную (слайдовую) пленку. У неё меньше зернистость.

Если же вы хотите делать репродукции картин, то описанный выше метод годится только частично.

Как подготовить фотографии картин для публикации в интернете:

(Небольшой урок по Adobe Photoshop )

В руинах интернета огромное множество уроков по редактированию фотографий. Но подавляющая часть этих уроков не годится для картин, т.к. эти уроки в основном посвящены извращениям над фото (различного рода "украшательства" и искажения), а у нас противоположная задача — максимально точно передать вид и цвета картины. Учитывая, что у каждого пользователя разные модели и свои личные настройки монитора, то, скорее всего, цвета на них и так не будут соответствовать реальным, поэтому нужно добиться, чтобы хотя бы на Вашем мониторе все смотрелось бы естественно.

Итак. Предположим у Вас уже есть электронный файл с фотографией картины и нет возможности его переснять более качественно. Например:

Вам нужно послать это фото покупателю, переслать в интернет-галерею, разместить на сайте и т.д. Но в таком виде фото никуда не годится. Его надо корректировать. Для этого открываем этот файл в графическом редакторе Adobe Photoshop версия CS (или CS2 и выше) — другого редактора с такими же возможностями мы не знаем.

Первое, что надо нам сделать — перевернуть фото. Для этого открываем меню Image, пункт Rotate Canvas, где 90CCW — вращение против часовой стрелки, 90CW — по часовой стрелке..

Изображение повернулось и его нужно увеличить на весь экран. Это делаем через меню View, пункт Fit on Screen:

В итоге имеем вот такую картинку:

Теперь обрежем лишнее и "выровняем" картинку, чтобы избавиться от геометрических искажений. Для этого на левой панели инструментов выбираем кнопку Crop — .

Наводим изменившийся курсор в левый верхний угол фото, нажимаем левую кнопку мышки и не отпуская её, перетаскиваем курсор в правый нижний край фотографии и там отпускаем кнопку. Получится что-то вроде этого:

Теперь важный момент! Когда Вы отпустили кнопку мыши в верхней строке появился вот такой элемент- Perspective;

Надо обязательно поставить в нем "галочку"!

После этого подводим курсор к "квадратику" рамки, нажимаем левую кнопку мыши и удерживая нажатой , подстаскиваем её к углу картины (на нашем примере — левый верхний угол картины, "квадратик" обведен кружком, стрелкой указано направление перетаскивания):

Видим, что "квадратик" рамки "прилип" к углу картины. Проделываем аналогичные действия со всеми углами рамки. В итоге должно получиться следующее:

Теперь нажимаем на клавиатуре кнопку"Ввод" (Enter) и видим, что фото картины пробрело прямоугольный вид, а лишнее "обрезалось"

На этом этапе желательно сохранить фото под другим именем (через меню File, команда Save as. ). Это на тот случай, чтобы нечаянно не испортить исходное фото. Давать название файлу нужно латинскими буквами.

Снова подгоняем размер фото, под размер окна с помощью меню View, пункт Fit on Screen (см.выше).И приступим к корректировке цветовой гаммы. Для этого входим в меню Image, пункт Adjustment

В раскрывшемся подменю находятся различные инструменты по коррекции изображения и цвета . Пожалуй, самый важный из них — Levels. Поэкспериментируйте с ним, да и с другими тоже, двигая различные "ползунки" инструментов.

Важно — Последнее изменение в фото, всегда можно быстро отменить, выбрав пункт Undo в меню Edit. Если нужно отменить несколько шагов, то нажмите необходимое количество раз на клавиатуре одновременно кнопки — Ctrl+Alt+Z .

Экспериментируя с этими инструментами, старайтесь не использовать те, в названии которых стоит слово — Auto. Эти команды пригодны для фото пейзажей и т.п., но не для картин, цвета обязательно будут перевраны.

Когда вдоволь наэкспериментируетесь, и результат вас устроит, следует изменить размер (разрешение) фотографии. Выбираем в меню вот этот пункт —

Появится вот такое окно —

Задайте в поле Width — ширину картинки (для ориентира — самые большие фото на этой странице имеют ширину 600 pixels). Нажимаем ОК.

Фото может очень сильно сжаться, и чтобы увидеть как фото будет смотреться на экране монитора "в полный рост", делаем следующее — в меню View, выбираем пункт Actual Pixels:

Для того, чтобы фото "весило" поменьше (уменьшить размер файла, а это важно для интернета, т.к меньше время загрузки) проделываем следующее,- выбираем в меню File — Save for Web

В правой панели выбираем формат JPEG (на сегодняшний день, это один из самых удачных и распространенных форматов хранения фотографий)

Жмем Save. В появившемся окне выберем место и название файла. Сохраняем.

Было:

стало:

Теперь это фото пригодно и для пересылке по e-mail и для публикации на сайте.

Источники:
Как правильно фотографировать картины
Перечислим основные рекомендации, которые помогут вам правильно фотографировать картины
http://www.fotokomok.ru/kak-pravilno-fotografirovat-kartiny/
Как фотографировать картины?
В этой статье вы узнаете о том, как фотографировать картины правильно. А также какой ракурс следует выбирать и как располагать фотоаппарат относительно рисунка.
http://photosay.ru/photographer/sovety-po-fotografii/kak-fotografirovat-kartiny.html
Художникам: Как лучше сфотографировать картину
Как сфотографировать картину в домашних условиях. Как подготовить фотофайл. Предпечатная подготовка файлов. Советы художникам — как сделать фотографию картины для последующей печати.
http://www.arthit.ru/useful/to-make-photo-r.html

COMMENTS